228
229
230
232
группеТСможно ставить любой двигатель. Даже от паровоза. 228 За рулем 8/2003От кондиционера только компрессор, а спина уже не потеет. УАЗ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВОшибаются буржуазные историки, утверждающие, будто трофи-рейды придумали англичане-американцы. У них и грязи-то подходящей нет. Без сомнения, это наше изобретение, только не получившее своевременной рекламной поддержки. Вся история государства - сплошные рейды и трофи, а почетным президентом ассоциации трофи-рейдов России по праву можно считать Ермака Тимофеевича. Трассы же утверждал сам Иван Грозный. Иван Сусанин - штурман с мировым именем, мастер прокладки оптимальных болотных маршрутов. Грандиозные таски сопровождали строительство города на Неве ив альпийском походе Суворова. Шли годы, менялись транспортные средства, оснастка, навигационное оборудование и состав участников. На смену каторжникам, военным, крепостным крестьянам и прочему подневольному люду ныне пришли генеральные директора, юристы, врачи и другие, жаждущие приключений и адреналина. Участников гонок по болотам легко узнать по камуфляжным робам, рыбацким сапогам (иногда под горло), а их автомобили - по огромным колесам, лебедкам, «кенгурятникам» и множеству наклеек, по коим можно писать историю современных трофи-рейдов. Одна из самых известных болотных гонок в России «Золотая бочка - Ладога», а самый популярный джип -УАЗ-3151, вернее, то, что из него получается после специальной подготовки. Посмотрите на эти экипажи в их родной стихии.ЛЕСНОЙ КОЗЕЛми фазами и увеличенным подъемом клапанов - лишней мощности и момента не бывает. Но поджимать головку не торопятся, многие ездят на А-76 (А-80) и слышать не хотят о каком-то «92-м» и тем более «95-м» бензине. Вне зависимости от типа карбюратора (кто-то предпочитает питерские К-126 или К-151, а кто-то «Солекс» или «Озон») все ставят более эффективные, чем «родные», воздушные фильтры от ЗМЗ-402, 406 и тросовый привод дросселя. Продираясь по глубокой колее или карабкаясь по валунам, легко сорвать мотор с подушек и тогда обычный привод тягами не обеспечит «полного газа». Или наоборот, мотор будет орать как резаный вместо тихого шуршания на холостых. Кстати, замечено, что три «лесных джипа» шумят меньше, чем понтовитая «восьмерка» московского рейсера с огромным дымоходом и розовыми брызговиками. Вместо штатного железного вентилятора ставят два вазовских - с электроприводом, датчиками и тумблером. Иначе в броде лопасти, ввинчиваясь в воду, гнутся и рвут трубки радиатора - не снимать же ремень перед каждой лужей. Даже на самый древний «уазик», на котором в 80-х годах ездил председатель колхоза (попадаются и такие, купленные за $300 со сквозными дырами в кузове), новые хозяева устанавливают ГУР, вакуумник в тормоза и армейские мосты с колесными редукторами. С 1973 года выпускают эти мосты, а более доступных по цене и лучше приспособленных к бездорожью нет. Большое передаточное отношение, хороший клиренс и прочные полуоси делают их весьма конкурентоспособными: дажеТрофи-рейды весьма демократичны, здесь возможны три уровня подготовки автомобилей: ТР-1, ТР-2 и ТР-3. Самая доступная группа - ТР-1. Машина - в заводской комплектации, допускаются лишь небольшие изменения: шины на дюйм пошире, блокировка дифференциала, более ухватистая баранка, дополнительная защита агрегатов, лебедка и радиостанция СВ-диапазона 27 МГц. В общем, обычная машина рыбаков и охотников. Но есть свои изюминки. Моторы, традиционные для УАЗов: УМЗ-452, 417 и 421, ЗМЗ-2401 и 402. Более современные, из Ульяновска и Заволжья, под капотом не увидишь дорогие, сложные в ремонте и, самое главное, мелкосерийные - технические требования предписывают минимальный годовой объем производства не менее 1000 штук. Даже новый двигатель перед гонками разбирают и проверяют каждую детальку. Почти на каждом моторе распредвал с расширенныВместо одного механического - два электровентилятора.Питерцы предпочитают зажигание Михайлова.За рулем 8/2003229 ТЕХПОМОЩЬСПецпОДГОТОВКЖУАЗ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВМеханический привод лебедки оказался надежнее электрического.Брать только лучшее: «военный» мост, «соболью дисковые тормоза, рычажно пружинная подвеска, сдвоенные амортизаторы.Канализация: сухо, комфортно и, главное, надежно!на «ленд-роверах» и «тойотах» они работают подчас лучше фирменных. Шлепать по болотам можно только на подспущенных до 0,2-0,5 кгс/см2 шинах, а на тверди их надо подкачать до нормы. Компрессор «Мустанг« сгорает как лучина уже к концу гонки, дорогие импортные держатся чуть дольше. Самым подходящим оказался компрессор кондиционера - его электромагнитную муфту включают по мере необходимости. Тогда воздуха хватает даже на мощный пневматический сигнал. БОБИК В ГОСТЯХ Более серьезно готовят УАЗы в группе ТР-2 - здесь уже можно переделывать подвеску, поднимать кузов, ставить шины внешним диаметром до 36 дюймов230 За рулем 8/2003и даже другие двигатели. Фантазии экипажей, похоже, нет предела. Один из таких - УАЗ с «восьмеркой» ЗМЗ-53. Конечно, и раньше эти двигатели ставили на генеральские «козлы», по заказу КГБ - на «волги», но на «трофической» машине это все же редкость. Мощностью 125-140 «лошадей» сегодня не удивишь, но момент 30 кгс.м при 2000 об/мин достоин уважения. Ради него переделывают картер маховика под уазовскую КП, кронштейны на раме, рулевой механизм, системы охлаждения и выпуска. Обратная сторона в болоте тяжелый мотор тянет ко дну. Удивительно, но трансмиссия это издевательство терпит, хотя многое зависит от водителя. В автоспорте, еще во времена Союза, прибалты славились как рукастые ребята и большие выдумщики. Из команд Эстонии и Латвии только рижане братья Видушс приехали нынче на УАЗе, остальные на иномарках. Свою машину ласково называют «бобиком» и говорят, что японцы ни черта не понимают в бездорожье, а наш УАЗ сопоставим с «ЛендРовером», только дешевле и, к сожалению, нет стабильного качества. Начинали братья на полностью стандартной машине, но сейчас поставили трехлитровую «шестерку» 150 л. с. от битого «Форда-Скорпио», его же коробку сблокировали с уазовской «раздаткой». Мосты, конечно, наши, армейские, но с дисковыми тормозами от «Гранады». Передняя и задняя подвески на пружинах и тягах. Кузов, кроме того что поднят на 60 мм, интересен «интегральным оперением» - к капоту приварены эрзац- ТЕХПОМОЩЬспецподготовкаУАЗ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВкрылья и облицовка. Теперь добраться до мотора проще простого. Лебедка оригинальная. Однажды, когда в очередной раз сгорел электродвигатель, решили сделать ременный привод. Ремень при перегрузке проскальзывает и этим предохраняет от поломки редуктор и валы. Теперь она не подводит, ломаться там нечему. Мечта любого джипера - хороший дизель на «козле». Ставят импортные, подбирая полегче, понадежнее ис моментом больше 20 кгс-м. Чаще всего это «Мерседес», «Тойота», «Ниссан», но уже мелькает польская «Андория». Коробку и «раздатку» оставляют уазовскую - в соответствии с техтребованиями, хотя бывают и исключения. Вместо барабанных тормозов на армейские мосты ставят дисковые от «Соболя»: они совпадают по шпилькам, нужно лишь приварить кронштейны для суппортов. Преимущества- не надо долго сушить колодки после брода, да и менять легче. На «Ладоге» за тысячекилометровый маршрут грязь, вода и скорость сожрут их не один комплект. При езде по валунам и колее нельзя допускать диагонального вывешивания - машина без блокировки межколесных дифференциалов встанет. Здесь важен ход подвески, возможность хоть тремя колесами, но зацепиться за грунт. Такая подвеска есть на УАЗ-31514 - передняя на пружинах и продольных рычагах, но сделана под «колхозный» мост. Продвинутые джиперы срезают оттуда кронштейны и приваривают их к балке армейского моста или делают свои по образу и подобию фирменных. Заднюю подвеску иногда берут от УАЗ-3153. Она на длинных параболических рессорах и ход с ней вполне приемлем. Но ещеЛадога Белые ночи. Мосты еще разведены, а до старта всего несколько часов.лучше работает задняя подвеска на пружинах с двумя продольными штангами и верхним треугольным рычагом с шаровым шарниром. Такую подсмотрели у «Ленд-Ровера», от него и берут треугольник. А вот с амортизаторами просто беда. Рвутся любые: и дорогие импортные, и устанавливаемая парами на каждое колесо питерская «Плаза», и даже грузовые от «газона». А чтобы пружины не выскакивали - мосты подвязывают ремнями. ШАНХАЙСКИЙ БАРС «Монстры», начисто потерявшие человеческое... извините, заводское обличье, - группа ТР-3. В хитросплетении труб каркаса и приклепанных к ним алюминиевых панелей едва угадывается рама прототипа. Подвеска на продольных рычагах, но вместо пружин и амортизаторов гидропневматические пружинные стойки, как на багги. Кстати, именно на хорошие багги похожи эти чудовища - все предельно функционально и ничего лишнего.Конечно, первое, что бросается в глаза, - широченные шины, 14 дюймов - норма, а встречаются еще шире. От кузова в лучшем случае остается рамка ветрового стекла, иногда еще капот. Светотехника военная от БТР ее и кувалдой не разобьешь, но может стоять и мощный ксенон для ночных гонок, как на «Черной каракатице» питерцев В. Быстрова и А. Голубева. Машина москвичей С. Савенко и С. Емельянова с броским экстерьером. По документам ГАЗ-67, наверное, войну прошел. Знакомый облик: крылья, капот, облицовка. Только все это сделали заново - трубчатый контур оклепали рифленым алюминием, любовно сохранив черты породы. Но «корыто» кузова от «Рэнглера», двигатель от «Тойоты» объемом 2,4 л, от нее же коробка с «раздачкой». Хорош «Иван-Виллис» и в деле по болоту шел в полный рост, будто храбрый воин в атаку. Главное, чтобы атака не захлебнулась, как это случилось, например, с багти 12-13-го классов популярными лет 10 назад: сегодня их остовы ржавеют на задворках мастерских. •232За рулем 8/2003