Женевский автосалон’2007: тенденции, особенности, отличия
- В чём состоят основные отличия Женевского автосалона от других мировых автомобильных форумов?
- Первая особенность Женевского автосалона от других выставок состоит в том, что он традиционно проходит весной, открывая, таким образом, «автомобильный сезон». Потом, необходимо сказать, что Европа - это крупнейший авторынок. По масштабам он является вторым в мире после американского. В Детройте показывают автомобили и концепты, которые мало кто еще видел, и после этого их перемещают в Женеву. Но все новинки европейских производителей впервые выставляются именно в Швейцарии.
- Какие тенденции 77-ого Женевского автосалона Вы увидели, и можете ли уже сейчас обозначить некоторые из них?
- Предыдущий салон мы с коллегами оценили как мотор-шоу, открывающее новые подвиды автомобилей. Например, у Ford есть Galaxy, есть Focus, есть Focus С-Max, есть Fusion – вот их линейка. И в этот ряд, как мы заметили, начинают встревать новые типы машин. В прошлом году в их линейку, к примеру, «влез» S-MAX. Это была одна из главных премьер прошлогодней Женевы. Потом раздвинули еще больше, еще… Грубо говоря, был большой автомобиль, был средний автомобиль и был маленький, и вот между ними встревает еще один, меньше большого, но больше среднего. И такие примеры можно встретить не только у Ford’a.
В этом году мы оценили Женеву как салон, добирающий недостающие классы. Ниши такие есть. Это, к примеру, Citroen С-класса. Или еще пример: у этой же марки был семиместный С4, а сейчас - C5-Picasso. Можно сказать, что это и есть главная тенденция сезона 2007-2008 – выпуск недостающих классов.
Вторая очень сильная и важная тенденция – это интеграция, объединение компаний. В этом году Женева проявила себя в этом смысле как никакой другой. Например, Peugeot, Citroen и Mitsubishi объединились и сделали один и тот же автомобиль с разными панелями, разными капотами, ценами, комплектациями, но, можно сказать, это одна и та же машина. Peugeot 4007, Citroen C-Crosser, Mitsubishi Outlander XL – это один и тот же автомобиль.
Предпосылки для этого, безусловно, есть. Это, в первую очередь, хороший бизнес – делать такие машины. И это всегда была очень успешная практика, когда на одной и той же платформе с одними и теми же агрегатами, подвесками, двигателями, коробками передач, кузовами производили порядка полутора миллиона автомобилей. Сегодня это еще более выгодный бизнес, в мире производится около четырёх-пяти миллионов таких машин. Это сумасшедшая рентабельность, она может доходить до 60%. В будущем, как говорят специалисты, количество возрастёт до десяти миллионов производимых автомобилей одной модели, но разных фирм. Капот может быть другой, решетка другая, подвеска, мотор, с виду они будут различаться, но, по сути, это одна и та же машина.
Мир к этому стремится, такое объединение усилий – очень полезная штука с точки зрения утилитарного автомобиля: и ремонтировать будет недорого, и запчасти будут одни и те же, и продать её будет проще. Это здорово, и это хорошо. Но, тем не менее, это не означает, что не станет индивидуальных автомобилей, они всегда были и всегда будут популярны.
И третья тенденция Женевского автосалона’ 2007– это серьезное обновление моделей. Яркий пример – это Ford Mondeo, когда в этом году состоялась премьера этого автомобиля сразу в трёх видах: лифт-бэк, седан и универсал. Это роскошный автомобиль «имени Дэниэла Крейга», исполнителя роли последнего Джеймса Бонда в фильме «Казино Рояль».
- Что можно назвать сенсациями 77-ого Женевского автосалона?
- Volvo XC70 и V70, Citroen С-Crosser, BMW X5, Audio A5. Эти четыре новинки можно бесспорно назвать сенсациями нынешней Женевы. Новый Volvo – максимально безопасный автомобиль, это шаг в будущее. 4 вида стали: от обычной до ультрапрочной – являются «скелетом» новой машины.
- Как выглядел российский производитель на этом автосалоне?
- Российская автопромышленность на нынешнем автосалоне выглядела, к сожалению, блёкло, как и во все последние годы. В прошлом году в Женеве мы выглядели до досады неудачно для русских журналистов. То есть, именно что это досадно для нас. А для европейцев же – им абсолютно всё равно. Нас на сегодняшний день воспринимают даже хуже, чем китайцев.
Причина этого в том, что нам банально нечего показывать. Мы пока делим деньги, собственность, всё переделываем, а непосредственно до самого продукта руки еще не дошли. Когда дойдут – неизвестно. В результате, у нас в Женеве получился плачевный стенд.
- Lada-C тоже выступила неудачно?
- Lada-C у публики не вызвала никакого восторга. Если бы мы уже сейчас начали её выпускать, то успех бы был. Она сделана на серийных узлах, агрегатах, только штампы новые. Это дешёвый автомобиль, его можно получить со сверхприбылью.
На самом деле, мы умеем делать автомобили. В этом дешевом сегменте наши машины высоко себя зарекомендовали. У них хорошая управляемость, хорошая устойчивость, опции замечательные, хорошая ремонтопригодность, есть сервис. Но во многом не хватает надёжности, это просто беда. Всё ломается, отваливается. Какой-то проводок может испортить всю машину. Человек, который из-за этого опоздает в аэропорт или встанет в пробке – это достаточно веская причина, чтобы эту машину больше не покупать никогда или достаточно долгое время.
Список надёжности автомобилей публикуется каждый год, и Lada как была там на последнем месте, так там и остаётся. Если первой по надежности там идёт Toyota, сразу за японскими машинами идёт Mercedes-Benz, то Lada постоянно в самом низу списка.
- А как же громко разрекламированный Руссо-Балт?
- Это не первый салон, на котором показывают Руссо-Балт, но, тем не менее, он вызывает интерес, особенно у русской публики. Это такое патриотическое начало, возрождение первой российской марки. Нам приятно, что появился такой автомобиль, на узлах Mercedes-Benz. Многие машины собраны на этих узлах. Двигатели, коробки, трансмиссия, подвеска – это надежная, прогнозируемая немецкая техника, которая хорошо интегрируется в любой кузов. Мы тоже решили сделать такой бизнес. Цену этой машины называют порядка 1.200.000 евро. Это оправданная цена, есть люди, которые готовы платить такие деньги за такой эпатажный автомобиль. Mercedes-Benz ничуть не хуже и может, даже и лучше по своим характеристикам, чем Руссо-Балт, он лучше управляется, лучше тормозит, но есть люди, которым интересен именно Руссо-Балт. Дорогие машины всегда привлекают внимание.
Это не единственное возрождение марки на Женевском автосалоне. В частности, например, в этом году было представлено возрождение марки Abarth.
- Еще одной особенностью называют большое представление китайских производителей. Это так?
- Китайские автомобили – это уже сейчас вовсе не экзотика. Это хорошие машины. Они привезли в Женеву продукт, который уже можно продавать. По цене они будут занимать свою нишу, маленькие автомобили будут стоить дешевле, чем наши массовые модели. Средний класс, соответственно, будет стоить на 2-3, а то и 4 тысячи долларов дешевле, чем то что предлагает наш рынок. А дорогие машины тоже будут стоить гораздо дешевле.
Концепция у китайцев одна – зарабатывать деньги любым способом. Если есть возможность зарабатывать на автомобилях – они будут зарабатывать на автомобилях. Это концепция азиатов. Если мы какие-то идеи выдумываем, то их всё это мало беспокоит, они срисуют «морду» машины, никому ничего не заплатят и выдадут на рынок такой автомобиль.
В Женеве было очень много китайских инженеров, специалистов. Это просто потрясающее зрелище, когда они ходили по автосалону с фотографиями, камерами, таблицами. Это сильный настоящий промышленный шпионаж. Таких шпионов там было больше, чем журналистов или столько же. Я долго ждал, когда мне удастся ближе подойти к новому Chrysler Sebring, потому что мне всё время мешал один китайский специалист: он фотографировал замок капота несколько раз с пяти точек. И всё заносил в свои таблицы. Это только одна маленькая деталь! Что уж говорить об Audi A5, который китайцы чуть ли не облизали со всех сторон! Я даже не сомневаюсь, что скоро появится такой же Audi, но китайский, гораздо дешевле, чем оригинал.
- И всё-таки, Женевский автосалон – это зрелище для специалистов или выставка для всех?
- Женевский автосалон – это, конечно, праздник. Новые машины, новые технологии, новые тенденции. Еще одно из направлений, например, - в этом году было много гибридов. Понятно, что скоро мы придём к новым видам топлива, люди над этим задумываются, получаются в результате хорошие автомобили.
- Ваш прогноз на следующую выставку…
- Если иметь в виду европейские выставки, то впереди у нас Франкфуртский салон, и уже сейчас можно отметить, что немцы к нему серьезно готовятся. Это всегда был парад немецкого автопрома. Audi обязательно выстрелит. Если в Женеве они представили X5, потрясающий С-Class, который перестал быть скромным, то во Франкфурте немцы должны показать что-то невероятное. Будем ждать.
(Фото: Вячеслав Субботин)