Первые, однако
По итогам восьми месяцев этого года лучшей в Приволжском федеральном округе по безопасности дорожного движения признана Саратовская область. Такое сообщение появилось на сайтах информационных агентств после заседания коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе президента РФ в ПФО. Честно говоря, это сообщение удивило. На памяти нерадостные цифры: на дорогах нашей губернии в первом полугодии было зарегистрировано 1096 ДТП, то есть на 17 процентов больше, чем за тот же период 2006 года; сотрудники ГИБДД ежедневно выявляли в среднем по 5 тысяч нарушений ПДД; в авариях погибли 183 человека, 1290 человек получили травмы и, что самое печальное, на 36 процентов возросло число пострадавших в ДТП детей.
После небольшого спада вновь начался рост аварий, случившихся по вине пьяных водителей. Каждый день в области задерживается более сотни человек, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Увеличилась и тяжесть последствий ДТП, совершенных нетрезвыми водителями: по их вине в первом полугодии погибли 13 человек и 78 получили ранения.
Тем не менее дороги Саратовской области признаны самыми безопасными, и этот вывод тоже подтверждается цифрами. Например, на 100 тысяч жителей Нижегородской области в ДТП пострадали 164 человека, а у нас этот показатель в два раза ниже. В Чувашии на 10 тысяч единиц транспортных средств зарегистрировано 61,3 ДТП, в Нижегородской области – 45,8, у нас – всего 26,1.
Прекрасное далёко
Представители местных органов власти, отвечающие за ситуацию на дорогах губернии, в своих комментариях неожиданно записали упомянутое первое место себе в актив. Дескать, это плоды целевой программы повышения безопасности дорожного движения, рассчитанной на 2007–2010 годы. В этом документе помимо общих слов типа «усилить» и «улучшить» есть дельные предложения. Так, в частности, уже в этом году планировалось обновить светофорное хозяйство, нанести разметку на дорогах, организовать видеонаблюдение на наиболее аварийных перекрестках.
Из намеченных мероприятий к октябрю сделано немного. Как и прежде, то и дело выходят из строя электронные регулировщики. До сих пор белые разделительные линии на дорогах областного центра скорее исключение, чем правило. Видеокамер, фиксирующих ситуацию на пересечении дорог, тоже пока не видно.
Правда, нам обещают, что к концу года на шести перекрестках Саратова и Балакова появятся системы автоматической видеофиксации нарушений. Должно быть реконструировано два десятка участков автомобильных магистралей на подходах к железнодорожным переездам, но это опять всего лишь планы. Реально в этом году в лучшую сторону изменилось лишь состояние дорог. По-настоящему за их ремонт взялись лишь во втором полугодии, а нас признали лучшими большей частью по итогам первой половины года.
В общем, с какой стороны ни посмотри, позитивных факторов, позволивших занять нашей губернии первое место в списке самых безопасных регионов, нет.
Саратовский парадокс
Так, может быть, мы первые потому, что слишком у нас много негатива?
Вывод парадоксальный, но попробуем его обосновать. В Саратове практически не строятся дорожные развязки и объездные магистрали, позволяющие разгрузить забитые автомобилями городские улицы, в результате не только центральные улицы Саратова, но и многие дороги в Ленинском, Заводском, Волжском районах превратились в одну сплошную пробку. В этом году ситуацию усугубили коммунальные службы: из-за многочисленных траншей Саратов стал похож на прифронтовой город. Все это привело к тому, что средняя скорость движения транспорта в Саратове снизилась до пешеходной...
Конечно, в ДТП можно попасть и на скорости 5 км/ч, но последствия такого столкновения ничтожны и общей картины не портят, чего нельзя сказать о нервной системе водителей, вынужденных часами томиться в дорожных заторах. Но такого показателя в статистике, описывающей ситуацию на дорогах, не существует. А жаль. Скорее всего, по нему мы тоже были бы первыми. Но только с конца.