Батарейка на зиму
Первые морозы – это критические дни для аккумуляторных батарей автомобиля. Аккумулятор, который, казалось, не имеет никаких проблем и изо дня в день спокойно заводит машину, зимой может вдруг откликнуться на поворот ключа только грустным вздохом стартера, треском втягивающего реле и гаснущими лампами... Что поделать – батарея такой же расходный элемент, как, например, шины, и требует периодической замены. Как правильно выбрать аккумулятор и что делать, чтобы он прослужил подольше, рассказывают специалисты.
Александр Хаустов, технический директор Bosch Service:
– При подборе аккумуляторной батареи надо учитывать массу факторов: емкость, стартовый ток, параметры генераторной установки, регион эксплуатации, марку автомобиля и его техническое состояние.
В нашем магазине мы используем специальную программу, которая точно указывает, какую именно батарею надо поставить на данный автомобиль. Теоретически каждый продавец должен предоставить такую информацию. Бывает, что покупатели, считая себя технически подкованными, уверены в своем выборе и требуют АКБ с совершенно неподходящими параметрами. В таких случаях продавец обязан предупредить, что гарантии правильной работы батареи никто дать не сможет. Например, аккумулятор емкостью 70 А.ч покупают для «Нивы» или «Жигулей» классической модели. Генераторная установка этих машин не в силах полностью зарядить такой аккумулятор, и в итоге АКБ будет хронически недозаряжена. Как следствие, снижается ресурс батареи. Для «Нивы» или «классики» оптимальным является аккумулятор емкостью 55 А.ч. При неправильном подборе аккумуляторная батарея может выйти из строя очень быстро.
Наша практика работы с аккумуляторами Bosch (больше семи лет) свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев проблемы с пуском двигателя не являются следствием заводского брака АКБ. Нередко эти проблемы вообще не связаны с аккумуляторами. Чаще всего батареи приходят в негодность из-за неверного подбора при покупке и неправильной эксплуатации.
Важную роль для надежного функционирования аккумуляторной батареи играет и техническое состояние автомобиля. Недавно к нам обратился владелец Kalina с жалобой на неправильную работу аккумулятора: батарея слишком быстро разряжалась. После обследования выяснилось, что причиной утечки тока были некорректно установленные магнитола и сигнализация. Неправильная работа генератора также способствовала быстрому разряду аккумуляторной батареи. При таких условиях даже новый аккумулятор не может нормально работать.
Правильно подобранный аккумулятор может выйти из строя по целому ряду причин.
– Длительная прокрутка двигателя стартером при попытках завестись (особенно зимой).
– Повышенный ток потребления электрооборудования в состоянии покоя (сигнализация, утечка на массу), в результате чего при длительной стоянке происходит глубокий разряд аккумулятора.
– Неисправности генератора: межвитковое замыкание, выход из строя регулятора, неисправность диодного моста.
– Неверная регулировка натяжения ремня генератора.
– Повышенный нагрев батареи в теплое время года.
– Чрезмерное охлаждение разряженной батареи зимой.
– Плохое срабатывание выключателей освещения багажника или салона, включенные фары или магнитола при неработающем двигателе.
Неисправную аккумуляторную батарею эксплуатировать нельзя! Особенно в современных автомобилях с большим количеством электронных систем.
Напряжение бортовой сети может возрасти в несколько раз, предохранители не успеют вылететь, и из строя выйдут дорогостоящие блоки управления.
Ни в коем случае нельзя снимать клемму с аккумулятора при работающем двигателе! Хорошо, если просто сгорят все лампочки, но, если из строя выйдет блок управления стоимостью больше 1000 евро, это уже серьезно. Часто неквалифицированные действия механиков или самих автовладельцев могут привести к очень серьезным последствиям.
Хранение
При длительном хранении аккумулятор не следует оставлять на улице. Для того чтобы аккумуляторную батарею сохранить в рабочем состоянии, необходимо отключить ее от автомобиля.
Однако надо учитывать, что в некоторых современных автомобилях отключение аккумуляторной батареи может привести к потере всех характеристик, записанных во внутренних электронных системах. При вводе в эксплуатацию автомобиля после отключения батареи приходится заниматься адаптацией бортовых систем.
Оптимальные условия хранения аккумуляторной батареи – это стабильная температура порядка 5–6 градусов (например, в подвале). Для того чтобы уменьшить степень саморазряда АКБ, стоит охладить батарею, соблюдая определенные критерии. В таком состоянии аккумулятор может храниться очень долго. Однако надо учитывать, что мы рассматриваем варианты зимнего хранения совершенно исправных батарей. Если у аккумулятора есть саморазряд, то за зиму он разрядится и при попытке его реанимировать можно не вернуть характеристик, которые заявлены заводом. Для новых аккумуляторных батарей перед вводом в эксплуатацию допускается два года складского хранения.
Цикл заряда-разряда
В процессе хранения АКБ можно провести цикл «тренировки» батареи. Под этим циклом подразумевается разрядка аккумулятора с последующей его зарядкой, при этом необходимо строго контролировать степень разрядки батареи. Те индикаторы разряда, которые стоят в некоторых аккумуляторах, очень приблизительно показывают степень зарядки, поскольку устроены очень примитивно.
Все почему-то думают, что внутри АКБ стоит лампочка. На самом деле (открою для кого-то «страшную тайну») это не лампочка – это поплавок, который в зависимости от плотности электролита занимает определенное положение. Наличие лампочки предполагает некоторое потребление тока, соответственно разряд батареи. Абсурдно было бы иметь индикатор заряда, который потребляет энергию. Аккумулятор может отлично сохраниться и без «тренировки», но лишь при условии, что он в хорошем состоянии.
Виды аккумуляторов
Существуют обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы.Конструктивных отличий у них немного. Принцип работы и процессы, протекающие внутри батареи, идентичны.
В необслуживаемых батареях, как правило, отсутствуют пробки, через которые можно проконтролировать уровень электролита, они зачастую запаяны или заклеены скотчем. При вскрытии такой батареи автоматически пропадает гарантия, так как в гарантийном талоне отмечена недопустимость механических повреждений. В необслуживаемых батареях предотвращен процесс выкипания электролита. Многолабиринтная верхняя часть моноблока устроена таким образом, что пары влаги, которые выделяются в процессе зарядки, сепарируются и возвращаются обратно.
В аккумуляторных батареях обслуживаемого типа уровень электролита надо контролировать достаточно часто. Особенно летом, когда процесс испарения идет интенсивно. Падение уровня электролита может вызвать выход батареи из строя.
В настоящее время обслуживание характерно для аккумуляторных батарей, которые применяются на грузовом автотранспорте. Что касается легковых автомобилей, для них в основном используют необслуживаемые батареи. Единственная категория, которая может встретиться в этом сегменте, – это сухозаряженные батареи, которые допускают очень большой срок складского хранения. Для введения такой батареи в процесс эксплуатации ее надо залить электролитом и зарядить. В настоящее время появились так называемые гелевые аккумуляторные батареи. Эти батареи обладают уникальными свойствами. Аккумуляторы такого типа рекомендованы для использования на автомобилях, которые содержат много бортовых систем, требующих постоянного питания.
Есть суперсовременные авто, на которые кроме гелевых аккумуляторов ничего нельзя поставить. Такие батареи не содержат жидкий электролит, их можно эксплуатировать в любом положении, они не выделяют никаких газов, срок эксплуатации – до 12 лет, стоимость – около 6 тыс. рублей.
Гарантия
На ресурс АКБ влияет количество циклов «заряд-разряд». При условии правильной эксплуатации аккумуляторные батареи можно эффективно использовать в течение 3–5 лет. Для АКБ Bosch: если эксплуатировать в режиме такси – гарантия всего один год, если эксплуатировать в обычном режиме, дается два года гарантии.
Глубокий разряд аккумулятора выводит его из строя. Аккумулятор, разряженный до 8 В, автоматически снимается с гарантии, так как внутри батареи происходят необратимые процессы. Перезарядка также пагубно сказывается на свойствах аккумулятора. Перезаряженная батарея, функционирующая в автомобилях с высоким бортовым напряжением, в ходе дальнейшей эксплуатации начинает саморазрушаться. Перезаряд может произойти и во время неквалифицированной дозарядки бытовым самодельным устройством. Для того чтобы правильно зарядить аккумулятор, следует пользоваться заводским зарядным устройством.
Главным отличием технологии «кальцийкальций» является замена традиционно используемой в пластинах аккумуляторов сурьмы, вредного для человека химического элемента, совершенно безвредным кальцием. Это делает аккумуляторное производство экологически чистым и безопасным. Кроме того, использование данной технологии определяет улучшенные эксплуатационные свойства АКБ:
– высокие пусковые токи;
– низкий саморазряд во время длительного простоя автомобиля;
– низкий расход воды во время эксплуатации;
– существенное расширение диапазона рабочих температур.
Покупка аккумулятора и подготовка к эксплуатации
При покупке АКБ необходимо произвести внешний осмотр на предмет отсутствия механических повреждений, трещин, сколов, разгерметизации корпуса и полюсных выводов.
Проверить напряжение на полюсных выводах. При напряжении менее 12,6 В АКБ необходимо зарядить. Заряд АКБ следует производить при комнатной температуре. Затем нужно проверить уровень электролита (при наличии заливных отверстий). Плотность замеряют при помощи ареометра с одновременным замером температуры электролита. Плотность электролита должна быть в пределах (1,27–1,29) г/см3 при +25°С. При плотности электролита ниже 1,26 г/см3 АКБ необходимо зарядить.
Если аккумулятор укомплектован индикатором плотности и уровня электролита, необходимо руководствоваться показаниями: зеленый – уровень и плотность в норме (батарея заряжена); черный – низкая плотность электролита (батарею необходимо зарядить); белый – низкий уровень электролита (необходимо долить дистиллированную воду).
Андрей Бордунов, директор магазина AutoExpress:
– При выборе аккумулятора престиж и известность марки для покупателя имеют решающее значение. Я считаю, что рядовой автомобилист не обязан знать химический состав и технологию изготовления электролита и пластин – это и не всякий продавец знает. В то же время легко запомнить три основные характеристики, на которые нужно обращать внимание при покупке. Первая – это номинальное напряжение, которое у всех аккумуляторов одинаковое. Всегда просите продавца проверить напряжение нагрузочной вилкой. Второй параметр – емкость аккумулятора, измеряемая в А.ч. Чем больше емкость, тем меньшее количество попыток потребуется водителю для пуска двигателя. Соответственно и цена аккумулятора прямо пропорциональна его емкости. Третий – сила пускового тока. Она может быть указана в четырех разных системах: ГОСТ – для отечественных аккумуляторов, EN – единый европейский стандарт, а также DIN и SAE – для аккумуляторов американского производства.
Покупая аккумулятор, убедитесь, что его пластины пакетированы. Для того чтобы это проверить, достаточно открыть заливную пробку. Изолирующая оболочка пластин предотвращает замыкание и увеличивает срок службы аккумулятора. Постоянное напряжение – залог надежной службы, поэтому очень важно не допускать перезарядки или недозарядки. Желательно не использовать ускоренных методов зарядки – ресурс аккумулятора от этого вырабатывается гораздо быстрее. И конечно, ни в коем случае нельзя допускать попадания в электролит посторонних веществ: бензина, масла, обычной грязи.
Владимир Тонких, индивидуальный предприниматель.
– Какие бывают аккумуляторы?
– Аккумуляторы бывают кислотные и щелочные. Щелочные в основном используются на больших установках промышленного значения. Большинство автомобильных аккумуляторов кислотные, с плотностью электролита 1,27 г/см3. Как правило, с завода-изготовителя аккумуляторы приходят с меньшей плотностью – около 1,23г/см3. Поэтому после покупки нового аккумулятора его желательно поставить на зарядку.
– Какие лучше – обслуживаемые аккумуляторы или необслуживаемые?
– В обслуживаемый аккумулятор электролит доливается, а в необслуживаемый – нет. Необслуживаемые аккумуляторы считаются очень надежными: сколько написано в паспорте – столько и прослужит. Конечно, если речь идет о марках, известных своим качеством, типа Bosch.
– Расскажите подробнее о сухозаряженном аккумуляторе.
– Это аккумулятор, при покупке которого вы заливаете электролит самостоятельно. После заливки следует подождать около шести часов, чтобы пластины должным образом пропитались. Только после этого аккумулятор ставится на зарядку.
– Как нужно обращатьсяс аккумулятором, чтобы его ресурс не выработался раньше положенного срока?
– Как и любая другая составляющая автомобиля, аккумулятор требует регулярной проверки и ухода. Постоянно нужно следить за зарядом – для этого на современных аккумуляторах имеются специальные индикаторы. Рабочее напряжение в сети автомобиля – от 13,8 до 14,2 В. Если индикатор показывает 12 В, значит, аккумулятор разряжается.
Летом очень важно следить за количеством электролита в банках и своевременно подливать дистиллированную воду. Иначе аккумулятор выкипает и пластины осыпаются.
– Какие аккумуляторы вы посоветовали бы использовать в наших условиях, учитывая соотношение цена / качество? Каким маркам отдают предпочтение воронежцы?
– Дело в том, что за последние несколько месяцев цены на аккумуляторы очень сильно выросли – на 40, а то и на 50 процентов. Что же касается качества, то я рекомендую автомобилистам использовать Titan или Titan Arctic. За те три года, что я работаю с этой маркой, жалоб от клиентов практически не поступало. Было всего три или четыре единицы с заводским браком. Проблемы возникают в основном из-за неправильной эксплуатации. Каждый человек, у которого аккумулятор проработал больше трех лет, старается брать ту же марку.
– В среде автомобилистов бытует мнение, что даже дорогой аккумулятор редко служит дольше трех лет...
– Это неправда. Конечно, водитель маршрутки типа «Газель» может убить аккумулятор и за один год. Особенно если «Газель» не его собственная. Но при правильной эксплуатации аккумулятор может прослужить и шесть лет.