Право на выплаты
В страховую компанию «Росгосстрах» в Башкортостане, обслуживающую большую часть автовладельцев по ОСАГО, обращаются в том числе за выплатами по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, в рамках автогражданки. Сумма выплат в этом сегменте по отношению к прошлому году выросла более чем на 20%.
Но абсолютные суммы все-таки не соответствуют ни реальным масштабам повреждений, получаемых в авариях, ни прогнозам экспертов рынка. Доля выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, в общем объеме выплат по ОСАГО составляет всего 1–2% (вместо ожидаемых 40%). Согласно статистике ГИБДД, в Башкирии в уходящем году в результате ДТП только смертельных случаев произошло свыше семисот, травмы получили почти 7 тысяч человек. То есть число обращений за страховой компенсацией может быть на порядок выше зафиксированного.
Так почему пострадавшие не обращаются за выплатами? Чаще всего из-за собственной правовой безграмотности.
Без суда и следствия
Большинство судебных исков пострадавших к виновнику ДТП сегодня связаны с попытками взыскать с него возмещение ущерба, нанесенного жизни и здоровью.
При этом истцы не знают, что имеют право обратиться в страховую компанию виновника и спокойно получить все причитающееся по Закону об ОСАГО в досудебном порядке.
Еще меньше людей знает о том, что право на выплату имеют не только пассажиры автомобиля, пострадавшего от виновника аварии, или пешеходы, но и пассажиры автовладельца, ставшего виновником, – все, кроме него самого.
Согласно законодательству при причинении вреда жизни и здоровью потерпевший в ДТП имеет право на возмещение понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья. Сюда входят затраты на лечение, уход, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии – если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
По пунктам
Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены постановлением правительстваРФ № 263 от 7 мая 2003 года) определен перечень документов, предоставляемых страховщику для получения компенсации. Помимо документов о самом ДТП, при котором причинен вред жизни или здоровью, к заявлению о страховой выплате потерпевший прилагает документы, подтверждающие:
– факт причинения вреда жизни или здоровью;
– медицинские показания к лечению;
– произведенные расходы и их обоснованность.
К таким документам относятся выписка из истории болезни, выданная лечебным учреждением, а также кассовые и товарные чеки на лекарства и медицинские услуги. Если есть сомнения в порядке оформления этих документов, лучше заранее обратиться в страховую компанию за разъяснением.
Что важно: расходы по возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью, возмещаются страховой компанией в сумме, не превышающей установленных лимитов. А лимиты эти таковы: 160 тыс. рублей – если пострадал один человек, 240 тыс. рублей – если потерпевших два или больше. Но 9 октября 2007 года Госдума пока в первом чтении приняла поправки к Закону об ОСАГО, в числе которых отменяется ограничение 240 тыс. рублей на всех потерпевших. Если эта поправка будет одобрена, предельная сумма возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, будет составлять 160 тыс. рублей на каждого человека независимо от количества пострадавших.
Вопрос – ответ
– Означает ли сокращение периода ограниченного использования транспортного средства, решение о котором принято депутатами, что полис ОСАГО станет в два раза дешевле?
– Обращаем ваше внимание на то, что поправка, предлагающая сократить период ограниченного использования ТС для граждан с шести до трех месяцев, для юридических лиц до шести месяцев, принята только в первом чтении. Что касается существа вопроса, то страхователи должны понимать, что сокращение срока страхования приведет к относительному росту страхового тарифа, поскольку убыточность по таким полисам увеличивается. Причем сумма страхового тарифа вовсе не пропорциональна сроку страхования, как полагают многие автовладельцы. Ведь чем реже автовладелец садится за руль, тем выше риск того, что, оказавшись на дороге, он станет виновником ДТП. Если страховой тариф за шесть месяцев составляет 70% от годового тарифа, то за трехмесячный полис он будет равен 55%.
Кроме того, возможно увеличение числа конфликтов потерпевших со страховыми компаниями из-за того, что ДТП будут случаться вне периода действия полиса.