Брешия - Харадзюку. Трасса длиной в «Тысячу Миль»
Сейчас уже трудно представить себе карту Автомобильного Мира, на которой нет страны под названием Япония. Более того, на этой карте японцы продолжают уверенно отвоевывать себе жизненное пространство у таких автомобильных империй, как Европа и Америка. Но не забывают, а чтят и помнят своих Учителей, ведь во многом именно благодаря Европе и Америке звезда по имени Восходящее солнце засияла на автомобильном небосклоне. Яркое тому подтверждение - удивительное событие, очевидцем которого мне посчастливилось стать осенью прошлого года…
…Это место есть практически в любом путеводителе по Токио. Называется оно Харадзюку, и примечательно тем, что здесь удивительным образом сплелись прошлое и настоящее, классика и модерн. В противоположность таким мегаполисам токийской подземки, как Сибуя, Икэбукуро или Уэно, где потеряться – пара пустяков даже для японца, на станции Харадзюку всего два выхода. Один – в сторону улицы Омотэсандо, воплощение всего прогрессивного и современного. По выходным здесь собирается яркая и модная японская молодежь, на причудливые прически и наряды которой стекаются поглазеть тысячи зевак. Другой выход со станции – в сторону синтоистского храма Мэйдзи и окружающего его тихого и уютного парка Йойоги, гуляя по дорожкам которого трудно поверить, что всего в трех минутах отсюда происходит совершенно другая жизнь. Вот вам, если хотите, и традиционная сторона Харадзюку. Да и сама станция скорее похожа на небольшой вокзал какого-нибудь затерянного в горах провинциального японского городка, где электрички если и останавливаются, то в лучшем случае раз в час.
Каково же было мое удивление, когда прямо у выхода со станции меня подхватил водоворот толпы, что-то оживленно обсуждающей под безумный рев моторов. Что это? Учения Сил Самообороны? Или быть может банды ночных гонщиков Босодзоку, гроза окрестностей и головная боль полиции, решили при свете дня продемонстрировать всю мощь своих заряженных моторов?
Пытаюсь пробиться поближе к источнику шума. Попутно удивленно замечаю, что по Омотэсандо за это время не проехало ни одной машины, а для вечно перегруженного транспортом Токио это, по меньшей мере, странно. Неожиданно мимо меня с оглушительным рёвом проносится Jaguar SS100 лет так семидесяти от роду, выкрашенный в классический «британский гоночный зеленый». На капоте - номер «32», а за рулем – словно шагнувший с киноэкрана гонщик в очках, кожаном шлеме и развевающимся по ветру кашне. Если это мираж, то попахивает массовым гипнозом, иначе, откуда тут толпа, которая, судя по всему, видит то же самое. Да и на съемки фильма всё это, вроде, тоже непохоже… Постоянно наступая кому-то на ноги и извиняясь, начинаю протискиваться в сторону аллеи, ведущей к храму Мэйдзи. На глаза то и дело попадаются афиши «La Festa. Mille Miglia 2007». Так, «Милле Милья» – это уже хоть как-то объясняет появление на улице Ягуара. Но опять же – только не здесь, в Японии. Гонка-то это итальянская. Подхожу к импровизированным воротам с символикой «Ла Феста», откуда под одобрительные возгласы вниз по Омотэсандо уносятся гоночные болиды прошлых лет. Кого здесь только не увидишь, от удивления даже дыхание перехватывает. Вот стартует ярко-красная Alfa Romeo Giulietta Sprint.
Приготовился к прыжку Austin Healey 3000. Следом, изнывая от нетерпения, из ворот храма Мэйдзи один за другим выходят на старт участники, каждый из которых – тема для отдельного рассказа. Bentley и Aston Martin, Ferrari и Lancia, блестящие своими полированными боками так, словно они только что сошли с конвейера. Герои прошлых лет – Porsche 356 Speedster, AC Ace, Triumph TR-3, BMW 607 Roadster, FIAT Abarth 850 TC… Не буду утомлять читателя перечислением имен всех участников. Скажу лишь, что каждый из них – легенда и гордость автомобильного мира. К сожалению, японцы выставили всего один автомобиль собственного производства, хотя у них тоже есть чем похвастаться. Но что это за автомобиль! Первый настоящий суперкар в истории японского автопрома – Toyota 2000GT 1967 года выпуска. Примечателен тот факт, что 2000GT – единственный японский автомобиль за всю историю фильмов об Агенте 007, снявшийся в качестве машины Джеймса Бонда (фильм «Ты живешь только дважды» с Шоном Коннери в главной роли).
Но все-таки, как же получилось, что легендарная гонка, воспетая на страницах произведений Ремарка, имя которой слышал каждый, кто интересуется автоспортом, как выясняется, вот уже десять лет проводится здесь, в Японии? Ведь пробег классических автомобилей в память о «Милле Милья» ежегодно проходит в Италии, откуда собственно и началась история длиной в «Тысячу Миль». Не поверите, но одна из причин появления фестиваля в Японии – внимательное отношение японцев к цифрам…
Итак, цифры. Перенесемся в далекий 1921 год в местечко под названием Брешия, что на севере Италии. Здесь в 1921 году началась история автомобильных Гран-При. Но в 1925 году гонку перенесли на недавно построенный трек в Монза под Миланом. Однако жители Брешии не захотели расставаться с автоспортом. Благодаря усилиям четырех энтузиастов, которые подали идею проводить состязания не на специальной трассе, а на дорогах общего пользования, в марте 1927 года состоялась первая гонка по трассе протяженностью 1000 миль, со стартом в Брешии, далее на юг до Рима, разворот и снова на север, в Брешию. Так родилась гонка «Милле Милья». Первым тогда стал FIAT Tipo 665 Sport под номером «14», преодолев дистанцию за 21 час 4 минуты и 48 секунд и оставив позади себя добрую сотню других претендентов.
После дебюта гонка проводилась еще 24 раза, и прервалась только на годы Второй Мировой войны. Многие производители выставляли свои машины в надежде на победу. Чемпионами становились такие именитые гонщики, как Пьеро Таруфи и Тацио Нуволари. В 1955 году автомобиль Mercedes Benz 300 SLR, управляемый пилотами Стирлингом Моссом и Дэнисом Дженкинсоном, установил на этой трассе мировой рекорд, преодолев 1000 миль менее чем за 10 часов, со средней скоростью 160 км/ч. Этот рекорд не побит и по сей день.
Но не всегда для «Милле Милья» светило солнце. В 1957 году на трассе произошел печальный инцидент. Феррари, которым управлял маркиз Альфонсо Ди Портажио, получил пробой шины, потерял управление и врезался в толпу зрителей. И итальянское правительство решило запретить гонки… Прошло двадцать лет. В 70-е годы экономика Италии переживала не лучшие времена, и жители Брешии решили вернуть страну на передовую автоспорта, возродив легендарную гонку. После долгих лет тишины, в 1977 году воздух окрестностей маленького итальянского городка вновь наполнился звуками гоночных моторов. Маршрут остался прежним, но в регламент было внесено существенное изменение – к участию в гонке допускались только те авто, которые или принимали участие в «Милле Милья» в период с 1927 по 1957 год, или могли быть допущены к гонке в тот период времени.
Скорость и результат уступили место истории и прекрасным пейзажам Италии. «Милле Милья» превратилась в тематическое ралли, подарив автомобилям-ветеранам шанс вновь почувствовать волнующее биение своих многоцилиндровых сердец, а любителям автоклассики – своими глазами увидеть кумиров в действии, а не скучающими в музеях и частных коллекциях. 1927, 1957 и 1977 годы стали поворотными в истории гонки, и цифра «7» навсегда стала «Числом Судьбы» для «Милле Милья».
Вы спросите, а при чем же тут японцы? Отвечу – снова цифра «7», да еще дважды. В 1997 году гонка отметила свой 70-летний юбилей. Такое событие просто не смогли обойти вниманием японские любители автостарины из «Токийского Клуба автомобилей-ветеранов». Так на свет появился ежегодный национальный фестиваль «Ла Феста. Милле Милья». Та же тысяча миль извилистых дорог, проходящих через десять префектур, со стартом в токийском районе Харадзюку. От ворот храма Мэйдзи горными серпантинами на север Тохоку, разворот и снова на юг по тихоокеанскому побережью, к финишу в Йокогаме. Кстати, ралли получило поддержку на самом высоком уровне – почетным президентом «Ла Фесты» стал Его Императорское Высочество Принц Томохито, большой ценитель ретро автомобилей.
Принять участие в фестивале считают за честь самые именитые японские коллекционеры, владельцы и реставраторы классических авто. Средний возраст участников пробега - 50 лет. Признаюсь, порой меня охватывало нешуточное беспокойство при виде за рулем очередного Лотуса или Мазерати пилота, возраст которого заметно превышал возраст самого авто. Но надо знать японцев, которые стараются предусмотреть по возможности всё и вся. За все время фестиваля не было зафиксировано ни одного мало-мальски серьезного инцидента. И это не смотря на то, что требования к участникам по-прежнему строгие. Единственное, что изменили организаторы – ввели дополнительную категорию, дающую право участвовать в ралли автомобилям, выпущенным в период с 1 января 1958 по 31 декабря 1967 года. Но по-прежнему никаких реплик, только оригинальные авто.
Три принципа, на которых была построена концепция фестиваля: «Уважать наследие прошлого», «Всегда оставаться молодым душой» и «Расширять круг дружбы вместе с участниками». И не страшно, что не всем удается добраться до финиша – поломки в пути не редкость. Но главное в этой гонке – не победа, а возможность поделиться позитивными эмоциями и, конечно, подарить зрителям шанс прикоснуться к удивительному миру автомобильной истории и культуры. Глядя на заботливо сохраненные автомобили и счастливые лица пилотов и зрителей, мне показалось, что организаторам удалось добиться поставленных задач. Круг расширился. Через десять лет после своего старта, в 2007 году, фестиваль стал интернациональным – в нем впервые приняли участие гости из других стран. Это произошло в год, когда «Mille Miglia» отмечала свой восьмидесятилетний юбилей. А в этом году японцы отмечают юбилей «Ла Фесты» по восточному календарю - двенадцатый по счету фестиваль. Вот такая занимательная нумерология.
И все-таки удивительно, как гонка «Милле Милья» - событие, не имеющее, казалось бы, прямого отношения к весьма специфичной автомобильной культуре Японии, - смогла не только прижиться на этой земле, но и принести такие замечательные плоды. Может именно в этом и заключается секрет японской автокультуры – помня о прошлом, жить настоящим, стараясь изо всех сил опередить время и заглянуть в будущее.
Победители «Ла Феста. Милле Милья 2007»:
Место № Пилот Второй пилот Автомобиль Г.в.
1 30 Джулиано Канэ Лючиа Галлиани Healey Silverstone 1949
2 5 Киото Такэмото Дзюнко Такэмото Bugatti T13 Brescia 1925
3 34 Лючиано Виаро Эйдзи Симада Alfa Romeo Giulia Sprint Speciale 1960
В статье была использована информация с официального сайта фестиваля «Ла Феста. Милле Милья» http://www.lafestamm.com/2007/index.html