Дорога за облака
Андрей Литвинов – альпинист, мастер спорта, специализируется на стенных восхождениях, прохождении технически сложных маршрутов. Он был одним из тех, кто прошлым летом покорил пик Great Trango (горный массив Каракорум, Пакистан). Две красноярские команды взошли на него в рамках чемпионата России в классе высотно-технических восхождений. Башни Транго – отвесные пики выше 6000 метров с перепадом стен до 2000 метров. Восхождение на них – высший уровень в мировом альпинизме. Спортсмен признается, что в его альпинисткой жизни это были первые Большие горы. Хотя за плечами восхождение на Ак-Кая (Центральный Кавказ), первопроход на Аксу (Памир), Ерыдаг (Восточный Кавказ), Гранд-Жоросс (Альпы), невероятно трудный пик Погребецкого (Центральный ТяньШань). Но тут совсем другой масштаб.
Страна мужчин
Литвинов был в той группе, что зашла на пик по Северо-Западной стене, завершив маршрут 2003 года, который не удалось довести до конца украинской команде.
Он оказался в Пакистане впервые и был удивлен: образ опасного военного государства, сложившийся после просмотра новостей, не подтвердился. Андрей не увидел в лицах пакистанцев озлобленности, агрессии…
– Грузы альпинистов до стены переносят портеры (носильщики). Каждый несет 25 кг, за день совершает, как правило, два перехода. Получает за это (на наши деньги) рублей 280. Доставку грузов вертолетами правительство Пакистана не поощряет – ведь тогда местные лишатся заработка.
В Исламабаде на улицах, в гостинице, в аэропорту много вооруженных военных, но они ведут себя вполне мирно. У нас лишь раз проверили документы. На улицах нет женщин, их можно увидеть лишь в местах городского отдыха, например на видовой площадке.
Асы на высоте
Но самое удивительное горные дороги и местные водителивиртуозы.
– Из Исламабада мы выехали на автобусе. Вполне современный, комфортабельный транспорт. Удивило только, что перед посадкой у всех пассажиров проверили сумки. А потом еще каждого сфотографировали. Очевидно, это какие-то антитеррористические мероприятия.
Ехать пришлось по дороге, выдолбленной прямо в горе. С одной стороны, где-то далеко внизу шумит поток мутного Инда, виднеются заплатки полей и небольшие городки. С другой – глухая каменная стена. Из окна автобуса полотно казалось узким, едва ли шириной с автобус. Появится встречный – как разминуться? Не миновать полета в пропасть. Примерно такие мысли витали в головах пассажиров-новичков. Но водители лихо управлялись со своим габаритным транспортом. Когда надо было, почти вплотную прижимались к стене и разъезжались без всяких происшествий. К тому же, как ни вглядывался Андрей, обломков транспорта вдоль дорог не увидел.
Грузовик в оборочку
Часто на дорогах попадались удивительные «колесницы». Узнать в них грузовики можно было с большим трудом – тяжеловозы были похожи скорее на яркие игрушки. Узорная плетенка радиаторной решетки, птички, оборки, рюши, картинки и гирлянды из крашеного металла – тюнинг по-пакистански.
– Европейских и американских машин там мало. Их можно встретить лишь в крупных городах. Предпочтение тут отдают местному автопрому.
Запомнилась еще одна особенность. Все сигналы подают звуком, на свет никто не реагирует. От этого на городских дорогах европейцы с непривычки глохнут от гудков, несущихся со всех сторон. Однако при такой неразберихе не видно ни одного ДТП.
Крепость
Пересев с автобуса на джипы, альпинисты отправились дальше. Путь пролегал там, где, казалось, проехать невозможно: горные ручьи, каменные «моря» – сплошь из валунов, подвесные мостики, раскачивающиеся над пропастью…
– Мастерством пакистанских водителей по части вождения в экстремальных условиях можно только восхищаться, – говорит Литвинов. И замечает: – Пакистанец за рулем, несмотря на все препятствия, не только успевает за дорогой следить, но и любит поболтать.
Одно из сильных впечатлений этого путешествия – посещение на перевале Гиндукуш крепости, построенной для уставших и израненных воинов Александра Македонского во время его похода в Индию. Каменные крепостные стены сохранились до сих пор.