Ты суперстар!
Итак, 1 июля свершилось то, о чем так много говорили и спорили в последнее время. Речь идет, как можно догадаться, о фиксации нарушений при помощи специальной техники, которая, по мысли законодателей, должна позволить рассматривать такие дела быстро и по почте рассылать постановления о наложении штрафа.
Споры относительно законности, целесообразности и, самое главное, об эффективности этих изменений идут до сих пор, и каждая из сторон по-своему права. Разобраться в том, что же меняется в нашей жизни, поможет адвокат Сергей Радько.
Первопроходцы…
Прежде всего водителям, видимо, как особой категории граждан, выпала честь первыми почувствовать на себе частичную отмену презумпции невиновности. Этот принцип, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, а точнее одна из его составных частей, говорящая о том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, будет исключена для правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 кодекса), в случае их фиксации «работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи». Естественно, при этом остаются неизменными иные составляющие презумпции невиновности, а именно: 1) привлечение лица к административной ответственности возможно только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 2.2 кодекса); 2) лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана; 3) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.
Обратите внимание, в измененной норме упоминаются не только средства автоматической фиксации, но и приборы, такой фиксации не имеющие, то есть обычные (или не очень…) фотоаппараты, кино- (что на сегодня, скорее, архаизм) или видеокамеры. То есть зафиксировать правонарушение может не только расположенная где-то на дорожном столбе фотокамера, но и любая камера, находящаяся в руках инспектора.
Как все будет?
Допустим, нарушение зафиксировано перечисленными выше способами. Кто и как за это будет отвечать? К ответственности (ст. 2.6.1 кодекса) будут привлекаться собственники или владельцы транспортныхсредств (в чем различие между ними, рассмотрим ниже), протокола в этом случае не будет, а постановление вынесут без участия привлекаемого к ответственности лица, и в течение трех дней с этого момента его копию вместе с копиями материалов, полученных при помощи фиксирующей аппаратуры, направят этому лицу (ч. 3 ст. 28.6 кодекса).
Кстати, при таком способе рассмотрения дела допускается назначение наказания только в виде минимального штрафа, предусмотренного за данное нарушение (ч. 3.1 ст. 4.1 кодекса).
Однако хотелось бы знать, что именно будет фиксировать аппаратура – номер автомобиля или лицо человека, управляющего им? Не секрет, что во многих странах, на которые мы так стремимся стать похожими, фотографироваться должен не только номер автомобиля, но и лицо водителя. Между тем в нашей стране годами сложившаяся практика доверять автомобиль для управления кому угодно – детям, родителям, друзьям, подругам, знакомым, – а также продавать по доверенности, пока еще не изжила себя. А это значит, что те, кто уже давно не видел свою машину, имеют все шансы не только вспомнить о ней, но и щедро оплатить лихачество тех, кто в данный момент ею управляет.
Справедливо ли это?
Вопрос, конечно, спорный. Но скорее нет, чем да. Да и с точки зрения закона не все так просто – ведь он предполагает привлечение к ответственности «собственников или владельцев» транспортных средств, и если собственника еще можно определить по номеру автомобиля, то как быть с так называемым владельцем?
Дело в том, что в законодательстве нет четкого разделения этих понятий – есть только «право собственности», которое подразумевает пользование, владение и распоряжение. Кстати, в законодательстве нет и определения «доверенность на право пользования транспортным средством» – это изобретение гаишников. Ведь доверенность – документ на право представления одного лица другим, а при управлении автомобилем никакого представления не происходит.
Очевидно, что в данном контексте под владельцем понимается тот, кто, не являясь собственником автомобиля (не указан в регистрационных документах), тем не менее пользуется им. Законодатели просто предусмотрели теоретическую возможность привлечения к ответственности не только собственника автомобиля, но и других лиц, которые имеют право этим автомобилем управлять, что, в принципе, было всегда – ведь за нарушение ПДД всегда привлекался водитель автомобиля, а не его собственник. Теперь же с введением видеофиксации возникла некоторая путаница. И реальный владелец всегда может остаться неизвестным, особенно с учетом того, что фиксация лица нарушителя прямо не предусмотрена (во всяком случае, в законе нет ни слова о том, что же именно надлежит фиксировать).
Правда, ч. 2 ст. 2.6.1 кодекса предусматривает, что «собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц». Однако данная формулировка тоже не позволяет спать спокойно даже тем собственникам, которые точно знают, кому доверили свой автомобиль – ведь доверенность можно составить на нескольких человек или доверенное лицо может в своем присутствии передать управление другому водителю…
Фраза же о том, что «будут подтверждены данные…», является очень общей – кто и каким образом будет определять, подтверждены ли эти данные, если, например, имеется предъявленная собственником доверенность со всеми данными доверенного лица, собственник утверждает, что автомобиль у него давно отсутствует, однако получить объяснения у доверенного лица невозможно в силу объективных причин (проживает по другому адресу, находится в отъезде и пр.)? Скорее всего, вданном случае «уполномоченное лицо» посчитает, что сведения об управлении автомобилем не собственником, а другим лицом, не подтвердились – со всеми вытекающими…
Нестыковочки…
Это положение никак не клеится и с другими нормами закона, которые, несмотря на введение автоматической фиксации, остались неизменными. Прежде всего это все та же презумпция невиновности. Напомним, пока никто не отменял правила о том, что лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном порядке, а также обязанность все неустранимые сомнения толковать в пользу этого лица. Фиксация всего лишь номера автомобиля, особенно в случае, когда собственник утверждает, что не находился за рулем в момент фиксации нарушения, может лишь породить сомнения, которые должны толковаться исключительно в его пользу…
Идем дальше. Понятие административного правонарушения, закрепленное в ст. 2.1 кодекса, также осталось прежним – им признается противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность. При этом и понятие умышленной формы вины (а только с такой виной совершается большинство нарушений, особенно в области дорожного движения), предусмотренное ст. 2.2 кодекса, осталось то же – правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Здесь и возникает основной вопрос – какие же, собственно, действия (или бездействия), да еще и умышленно, совершил собственник автомобиля? Ответ напрашивается сам собой – вся «вина» собственника заключается в том, что он лишь имел неосторожность зарегистрировать на себя автомобиль, что и является по сути главной причиной привлечения к ответственности – ведь найти и наказать собственника гораздо проще, чем установить и доказать вину того, кто реально совершил нарушение.
Здесь-то и кроется самое главное препятствие, которое вряд ли позволит радоваться нововведениям, – привлечение к ответственности не реального нарушителя, а того, кого привлечь проще всего, позволит остаться безнаказанным именно тому, кто совершил правонарушение и заслужил наказание. А безнаказанность, как известно, порождает новые нарушения. Да и со стороны тех собственников, кого несправедливо накажут, тоже уважения к закону и его служителям не добавится…
…и другие неясности
Бывает, что автомобиль находится в собственности нескольких лиц (например, приобретен супругами в браке или унаследован наследниками в долях). В этом случае чисто юридически собственников несколько, и, если строго следовать букве закона, привлекать к ответственности необходимо их всех! Ситуация получается абсурдная – управляет-то автомобилем один человек, однако устанавливать его закон не обязывает и позволяет наказывать только того из собственников, на которого зарегистрирован автомобиль.
Проблема становится еще более сложной, если автомобиль принадлежит не гражданину, а юридическому лицу. Ведь привлечь организацию к ответственности, например, за превышение скорости, просто невозможно – автомобилем управляет человек, а как он будет установлен, непонятно. Скорее всего, для этого потребуется проводить целое расследование, а значит – удлинять и усложнять всю процедуру привлечения к ответственности, в то время как основная цель рассматриваемых поправок совершенно противоположная – упрощение и ускорение процесса рассмотрения дел о правонарушениях и назначение наказания, этакая автоматизация «правосудия».
Еще пример – если автомобиль зарегистрирован на несовершеннолетнего, к административной ответственности привлечь вообще никого не получится, поскольку она наступает только с 16 лет. И, если предположить, что за рулем в момент нарушения этот собственник не находился – опять возникает необходимость в расследовании, и о быстром рассмотрении можно забыть.
Важные моменты
Как же поступать реальным собственникам – тем, кто в потенциале может быть привлечен к ответственности? Прежде всего – категорически раз и навсегда отказаться от укоренившейся привычки продавать по доверенности автомобиль. Помимомногочисленных и известных неприятностей, которые сулит такая сделка (налоги, возможные проблемы при участии проданного автомобиля в ДТП и т. п.), теперь все штрафы за «того парня» придется оплачивать до тех пор, пока автомобиль не будет перерегистрирован.
Второе – как можно меньше передавать свой автомобиль другим лицам. Хотя закон не исключает возможности наказания реального водителя в случае, если он будет назван и установлен, – нет никакой гарантии, что он с радостью признается и согласится с нарушением. Автомобиль на него не зарегистрирован, а значит, факт управления им может быть подтвержден только устно. Кому из двух потенциальных нарушителей поверят на слово сотрудники ГИБДД – вопрос.
Если же все-таки возникла необходимость передать машину кому-то на время, помимо стандартной в этом случае доверенности или договора необходимо составить и документ о реальной передаче авто (например, акт приемапередачи в свободной и простой форме), чтобы при необходимости можно было документально подтвердить – зафиксированное беспристрастной камерой транспортное средство было под управлением другого лица…
В общем, нравится кому-то или нет, но изменения, о которых было сказано выше, вступают в силу и будут действовать. Со временем мы узнаем, насколько они оказались оправданными и необходимыми. Справедливости ради надо отметить, что положительные моменты в них тоже есть – любой водитель теперь будет знать, что за допущенное нарушение ему, возможно, придется ответить даже тогда, когда он не был «взят с поличным», и лишний раз не нарушит ПДД. Быть может, в конечном счете это приведет к снижению аварийности и повышению безопасности наших дорог.