Автопром Китая. Что нам до Китая?
Волнует предстоящая экспансия и всех автопроизводителей Европы. Тема Китая стала главной и на третьем, уже ежегодном форуме World Mobility Forum (что дословно переводится как «Мировой форум по движению»), собравшем в немецком Штутгарте руководителей всех известных автоконцернов. Побывал здесь и наш корреспондент.
Еще 10 лет назад в мировой статистике Китай не фигурировал в качестве страны, производящей автомобили. А в 2004 году здесь было собрано 2 млн. легковых машин – в два раза больше, чем в России! В рейтинге азиатских производителей автомобилей Китай занял третье место после Японии (8,7 млн.) и Кореи (2,7 млн.) и, по оценкам экспертов, не позднее чем через три года поменяется местами с Кореей. Среди 38 мировых автопроизводителей китайцы занимают уже восьмое место, Россия – на 13-м.
В самом авторитетном автокаталоге мира, швейцарском «Авторевю», представлено 20 марок, собираемых в Китае, что составляет почти 5% мирового производства! Нам еще мало знакомы такие имена, как «Джили», «Ксиали» или «Чери», не говоря о многочисленных небольших китайских автофирмах (их более сотни!), но парк легковых автомобилей Китая уже насчитывает 22 млн. (чуть меньше, чем в России) и, по оценкам экспертов, к 2020 году может достигнуть 220 млн.! Не забудем, что речь идет о стране с населением в 1,3 млрд. человек!
Для стремительно развивающегося китайского автопрома рамки КНР уже тесны. На последнем салоне AMI в Лейпциге можно было познакомиться с первым китайским предложением на немецком рынке: состоялась европейская премьера седана «Джонгхуа-М1» с мотором 140 л. с. и «максималкой» 200 км/ч. Появился в Европе и малыш «Чери-QQ» (практически полная копия «Шевроле Матиз»), он продается сейчас в Китае менее чем за 3000 долларов. Если при такой цене сохранится качество, близкое к «ДжиЭм-Дэу», ему гарантирован успех на рынках России и других стран Европы.
Говоря о перспективах китайского автопрома, нельзя не сказать о проблемах экологии. Правительство КНР провело экономические реформы, сегодня Китай уже избавился от статуса развивающейся страны и как равный присутствует на рынке высоких технологий. Причем развитие здесь идет во много раз быстрее, чем где бы то ни было в мире. В Европе, например, на создание проекта новой ветки метро уходит не менее двух лет, в Китае за это время ее построят и запустят. Не будем при этом упускать из виду, что он второй в мире «производитель СО2». Сегодня 16 китайских городов заняли верхние строки в двадцатке самых загрязненных в мире. Безудержный рост числа личных автомобилей многократно обостряет проблему – в крупные города запрещен не только въезд грузовиков в дневное время, но и круглосуточно – вседорожников.
С учетом плотности населения КНР должна быстрее, чем другие страны, предпринимать активные действия против загрязнения воздуха, если не хочет задохнуться еще до Олимпиады 2008-го, которая, как известно, пройдет в Пекине. Выступавший на WMF профессор Ганг Ванг, президент Шанхайского университета и главный эксперт по науке в министерстве науки и технологий, подчеркивал, что китайское правительство назвало борьбу с загрязнением воздуха государственной задачей, при этом поставлена цель – сократить потребление природных ресурсов, невзирая на динамичный рост производства автомобилей. Профессор Ванг видит ключ к успеху в замене бензинового двигателя иным, работающим на альтернативных видах топлива.
В дискуссии с китайским ученым участвовали оппоненты с именем: бывший глава «Опеля» и нынешний президент «ДжиЭм-Европа» Карл-Петер Форстер, член совета директоров БМВ, ответственный за новые разработки профессор Буркхард Гёшель, ответственный за исследования и новые технологии в совете директоров «Даймлер-Крайслер» доктор Томас Вебер. Все они назвали водород самым перспективным топливом, расходясь лишь в том, будут ли его впрыскивать в жидком виде в цилиндры или использовать в топливных элементах. Все трое при этом согласились, что только Китай с его государственной программой может в наше время оперативно довести передовые технологии до промышленного производства! По их мнению, остался всего лишь маленький шажок, чтобы вывести на рынок альтернативные силовые агрегаты. «Слава Богу, что есть Китай, страна с политической стабильностью и волей к преобразованиям», – заявил Карл-Петер Форстер…
Между тем КНР уже сделала первый шаг: с лета вступает в силу ограничение на потребление топлива, не соответствующего мировым требованиям; следующие этапы – введение китайских норм (типа известных нам Евро) строго расписано на пятилетку.
Государство выступает не только как законодатель: его представители – во всех СП как члены совета директоров и могут оказывать давление на разработку и внедрение новых технологий. Фактически китайское политическое руководство открывает для автопроизводителей самый массовый в мире рынок, где представляется возможность незамедлительно внедрять новые технологии в серийные модели, а не только в класс «люкс» с его ограниченным тиражом. Можно не сомневаться: необходимая для этого инфраструктура будет быстро создана, раз руководство страны этого хочет.