Итоги продаж
Статистика и впрямь складывается удручающая. Сбыт легковушек иностранных марок начал падать зимой 2008-го и теперь установил абсолютный анти-рекорд: в июле-сентябре продано на 59,2% меньше, чем годом раньше. Мало того, если второй квартал оказался на 8,5 процента хуже первого, то в третьем темп падения даже увеличился: —11,9%. И все же вряд ли стоит посыпать голову пеплом. Это осмеянные еще сто лет назад буревестником революции гагары и глупый пингвин пусть робко прячутся в утесах, мы же попробуем разглядеть в мрачной картине позитив.
Горячая десятка русского рынка
Во-первых, три четверти фирм, входящих в первую двадцатку, сумели показать результат лучший, чем в среднем по рынку, — можем, значит, если захотим. Во-вторых, лето — начало осени и в лучшие-то годы считалось временем не самым горячим для автодилеров. Скажем, в годы бума, в 2003-2007-м, когда ежегодный прирост составлял 60–80 процентов, в июле-сентябре он падал до 1–8%. Поэтому в нашей таблице крупнейших зарубежных продавцов мы ввели отдельную колонку, показывающую динамику по сравнению со II кварталом. Обратите внимание на результаты “Киа”, “Мицубиси”, БМВ, “Мерседес-Бенца” и “Сузуки”, сумевших значительно поправить свои дела.
Renault Logan
За счет чего? Наиболее характерен пример корейской фирмы. Не зря же едва ли не каждая ее модель признается экспертами “Купи авто” наиболее выгодной покупкой в своем классе и ценовом сегменте. Покупатели сразу это чувствуют. Взгляните хотя бы на достижение “Сида”, впервые пробившегося в десятку лучших в абсолютном зачете. Мало того, даже выводя на рынок новые машины, в “Киа”, в отличие от многих конкурентов, сопровождают премьеру очень соблазнительными прайс-листами. Наверняка показатели компании были бы еще выше, если бы не остановка завода в Ижевске, где собирают “Спектру” и “Соренто”.
Несмотря на четыре подорожания и остановку конвейера во Всеволожске на летние каникулы, “ФОРД-ФОКУС” остался самым популярным
В целом же за три “отпускных” месяца ситуация в двадцатке изменилась незначительно. “Рено” обошла “Ниссан” и “Тойоту”, да “Мицубиси”, уж очень многое растерявшая еще в январе-марте, наверстывая упущенное, рванула с 13-го на 9-е место и вытеснила из десятки “Опель”.
Продажи новых легковых авто в Европе
Никаких явных сюрпризов и в хит-параде самых продаваемых моделей. Есть, правда, одна деталь, которую не сразу заметишь. Продажи “Ланоса” в России завершились, и украинский “Шевроле” вполне ожидаемо опустился на строчку вниз, уступив “Матизу”. Однако если прибавить 3680 машин “ЗАЗ-Шанс” — по сути, ведь это тот же автомобиль, но с мелитопольским мотором и стоит еще дешевле, — то супермини из Запорожья потеснит с бронзовой ступеньки пьедестала самых популярных своего теперь уже бывшего однофамильца “Лачетти”.
Toyota Camry
И это опять-таки факт показательный. Да, с одной стороны, во время кризиса заметно улучшили свое положение фирмы, специализирующиеся на дорогих, имиджевых моделях — обратите внимание на бравурную статистику большой немецкой тройки. Оно и понятно: поговорку “пока толстый сохнет, худой сдохнет” русский народ придумал как будто специально для толстосумов в период кризиса. Но, с другой — средняя цена купленного автомобиля в России существенно снизилась: с $22 500 до $19 000. Предпочтения наших соотечественников вынужденно сместились в сторону менее престижных моделей, дешевых версий, бедных комплектаций.
Nissan Qashqai
Вот тут-то наконец и подоспела так давно обещанная, столь широко разрекламированная и жизненно необходимая всем нам — покупателям, продавцам и банкам — правительственная поддержка. После либерализации в августе условий госпрограммы льготного кредитования резко увеличилось количество займов на приобретение автомобилей. В мае-июне число таких авто-кредитов составляло в среднем 5–6 тысяч в месяц, в сентябре достигло 9 тысяч. Скажем, из сорока тысяч “Фокусов” по этой программе куплено почти 9 тысяч. А в Минпромторге рассчитывают до конца 2009-го выйти на запланированный объем в сто тысяч займов в год. Это означает по 20 тысяч льготных кредитов в каждый из месяцев IV квартала, не меньше.
Крупнейшие зарубежые продавцы легковых авто
Кроме того, удешевление средней покупки означает снижение суммы обычных, не льготных кредитов — с 700 тыс. руб. до начала кризиса до 500 тысяч к середине года. Вот тут-то банки, минувшей зимой до предела ужесточившие условия, и начали постепенно “оттаивать”. В III квартале ставки мало-помалу снижались — с 22 до 13–17%. И тут же доля кредитных продаж пошла вверх, достигнув в среднем 18–20%.
Модели отечественных марок
Все это вместе взятое означает, что на дне мы уже побывали. И теперь будем двигаться только вверх. Впрочем, как говорят литературоведы, Максим Горький на протяжении жизни по-разному относился к своей мрачной пьесе и ее героям — обитателям ночлежки.
Крупнейшие дилерские сети в России
Россия — рынок ключевой
О перспективах развития автомобильного рынка Европы и России нашему корреспонденту рассказывает вице-президент по продажам “Мазда Мотор Юроп” Филипп Уоринг.
Филипп Уоринг
— Полгода назад вы говорили, что выход из кризиса — дело многих лет. Меж тем в конце лета стали слышны голоса, что худший для автопромышленности период миновал. Вы согласны?
— Несмотря на прогнозы разной степени позитивности, я уверен, что дно по-прежнему видно более чем хорошо. Нужно быть законченным оптимистом, чтобы думать, будто кризис уже пройден. Я же скорее реалист, нежели оптимист, и потому склонен полагать, что экономике предстоит просидеть на дне еще года два. А в целом рынок будет восстанавливаться не менее пяти лет. Однако в России ситуация может иметь несколько иной оборот, поскольку страны с растущей экономикой ведут себя иначе и развиваются быстрее. К тому же Россия очень богата нефтью, которая играет далеко не последнюю роль в формировании экономики. Определенно, у вас есть все шансы на быстрое восстановление.
— Вскоре начнутся продажи обновленной “Мазды-CX-7”. Львиная доля европейских продаж этого кроссовера приходилась на Россию. Однако, существенно подорожав, он здорово сбавил в популярности. Возможно, появление безнаддувного мотора на “семерке” помогло бы улучшить продажи?
— Такого двигателя у CX-7 не будет. Но давайте поговорим о цене. По сравнению с докризисными временами рубль упал на 30–40%, и мы были вынуждены искать компромисс между конкурентоспособной ценой и рентабельностью. Нашей задачей стала необходимость поддерживать продажи на определенном уровне, чтобы дать возможность работать дилерам. Понятно, что рано или поздно рубль окрепнет, и тогда ценовая политика естественным образом изменится. Я предполагаю, что нечто подобное произойдет уже через год-полтора.
— Новая “Мазда-3” также заметно дороже предшественницы, и прогнозируемые объемы продаж пока весьма скромны. Меж тем российское представительство “Мицубиси” недавно возобновило поставки “Лансера” предыдущего поколения по весьма привлекательной цене. “Мазда” могла бы предложить нашему рынку старую “трешку”?
— Это исключено. У нас просто-напросто нет производственных возможностей для этого: мы уже переналадили все оборудование и физически не можем вернуть прежнюю “трешку” на конвейер.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы российского рынка?
— Относительно будущего автомобильного рынка в вашей стране оптимизм вполне уместен. А для “Мазды” Россия во многом рынок ключевой, и мы рассчитываем выйти на прежний уровень продаж уже через пару лет.