Старина Страны Советов
Идейное оформление движения - объединение энтузиастов в клубы - случилось в СССР более трех десятилетий тому назад (в цивилизованных странах это произошло уже в тридцатые годы). Правда, эпизодические мероприятия с проездом старинных авто по улицам Москвы проводила газета «Неделя» уже в середине 60-х годов - поэтому началом пробуждения интереса к автостарине в России принято считать первый московский парад исторических автомобилей по Садовому кольцу, состоявшийся осенью 1966 года в рамках большого праздника автомобилистов. Однако это яркое, но одиночное событие не послужило почвой для объединения почитателей «староходов» - регулярные парады и слеты начались десятью годами позже.
Если же говорить о Советском Союзе в целом, то первые клубы, как известно, возникли в Прибалтике: Клуб Антикварных Автомобилей ААК в Латвии, Рига, 1972 год - председатель Виктор Кулбергс; клуб «Редува» в Литве, Каунас, 1974 год - председатель Кястутис Индзюлас. Латыши организовали свой первый парад в 1973 году, литовцы - в 1974-м. В Эстонии парады прошли в Тарту даже раньше окончательной организации клуба «Уник» (Таллинн, 1976 год, председатель Валерий Кирс).
Но некоторые ветераны движения автомобильной старины (в том числе мой старый друг Люциюс Суславичюс, в недавнем прошлом комиссар дорожной полиции Литвы) склонны считать, что катализатором всего этого послужил «призыв общественности» из Центра: в апреле 1971 года журнал «За рулем» опубликовал статью «Создать автомобильный музей». Собственно, и организовано это послание было умными людьми для того, чтобы постараться пробить брешь в непроходимости советской бюрократии, успешно и методично избавлявшейся от исторических памятников во всех областях человеческой деятельности. Выглядело послание монументально - оно было выдержано идеологически и подписано аж тремя министрами (автомобильного транспорта России, Украины и Белоруссии), начальником Главного управления ГАИ МВД СССР; а также другими заметными деятелями автомобильной науки и техники СССР, двумя Героями Социалистического Труда. Это активизировало личные контакты многих энтузиастов, а для прибалтов сыграло роль «партийной крыши», - ведь ссылаясь на инициативу «товарищей из Москвы», легче было «пробивать» организацию своих клубов и клубных мероприятий.
В самой же России клуб возник лишь в начале 1975 г. Назывался он САМС - Секция АвтоМотоСтарины при Московском городском клубе автомототуристов МосГКАМТ (впоследствии клуб поменял свою ведомственную принадлежность и аббревиатуру стали расшифровывать, как «Следопыты АвтоМотоСтарины»). Организационным «мотором» создания клуба стал молодой инженер Вячеслав Мамедов, ныне возглавляющий редакцию каталогов и энциклопедий «Книжного издательства «За рулем». Создателями клуба вместе с Вячеславом были его единомышленники и однокурсники, выпускники МВТУ им. Баумана 1973 г. - Михаил Гром-Врублевский, Андрей Ильин, Вячеслав Никулин, Евгений Бабурин; огромную роль в организации клуба сыграл историк советской техники инженер Евгений Игнатьевич Прочко, активное участие в деятельности САМСа принимали историки техники инженер Валерий Николаевич Беляев и кандидат наук Валерий Иванович Дубовской. Автор же этих строк, ныне редактор "КИ «За рулем», горд тем, что вступил в САМС еще студентом в феврале 1975 года.
…Собравшись вместе, основатели в едином порыве «пригласили княжить» Льва Михайловича Шугурова, известного автомобильного журналиста и историка, в то время зав. отделом науки и техники журнала «За рулем». Он и стал председателем клуба, а Вячеслав Мамедов - его заместителем.
Начали появляться клубы в других городах и республиках. (У дисцип- линированных прибалтов это были отделения на местах упомянутых центральных клубов, в России же, других частях СССР, все были сами по себе.)
Автомобильные парады того времени возбуждали фантастический интерес! Десятки тысяч зрителей восторженно встречали колонны колесных раритетов. Самый грандиозный и представительный в России парад автостарины, состоявшийся в июне 1978 года на московском стадионе «Локомотив», был посвящен полувековому юбилею журнала «За рулем».
Красоту своих очаровательных скороходов продемонстрировали гости из Латвии, Литвы, Эстонии, Ленинграда (клуб «Самоход»), других городов.
По клубному составу этот период в России можно назвать «разночинским»: объединялись люди самые разные по социальному и материальному положению, образованию и прочему; как и владельцы и реставраторы автомототехники, так и НЕвладельцы - просто фанаты.
По автомобильному составу в большинстве своем иностранная техника советских клубов была немецкой - трофеи выпуска тридцатых - сороковых годов, привезенные советскими офицерами и генералами из поверженной Германии и «дожившие» до семидесятых. К реставраторам попадали как авто на ходу, так и полная рухлядь, требующая нескольких лет упорного труда для восстановления. Огромное количество трофейной техники, к сожалению, просто не дожило до своего реставрационного ренессанса - она была либо насмерть заэксплуатирована и «убита», либо в обязательном порядке расчленена резаком и сдана в металлолом, отслужив свой положенный срок в государственных структурах. Сколько уникальных машин угробили по этим дурацким законам! А ведь в заботливых руках частников эти шедевры «прожили» бы еще много лет. По этой же причине ушли в мартеновское небытие и многие советские машины прошлого.
Исторических авто НЕнемецкого происхождения было ощутимо меньше.
Самое горькое то, что твердолобая парткоммуния продолжала уничтожать раритеты и в восьмидесятые годы - спасти из-под резака удавалось далеко не все.
Последствия описываемого этапа порой были печальными - автораритеты, постепенно выплывая из небытия, привлекали к себе все больше и больше внимания, и… «уходили». В Прибалтику, например, где увлечение старинной техникой окрепло (в том числе и в денежном выражении) не в пример российскому. В Германию и другие развитые страны. Владельцы порой отдавали их за бесценок или в обмен на современные модели тех лет.
К середине 80-х - началу 90-х годов этап «разночинских» клубов типа САМС постепенно угас. В трудные времена людям стало не до коллекционирования или развлечений. Клуб «Следопытов» просуществовал до 1992 года.
Прорастание нынешнего этапа - нового витка внимания к автостарине в России - можно приблизительно обозначить серединой-концом девяностых годов. Истинные «колесные» шедевры инженерного искусства состоятельные владельцы либо покупают за границей, либо реставрируют в клубах и мастерских России. На российских ралли, выставках можно лицезреть чуть ли не все периоды мировой и отечественной автомобильной истории.
Николай Щербаков
Фото автора