«КСЕРОКС» ДЛЯ КОРОБКИ
Иногда новому изделию удается придумать столь удачное название, что оно становится именем нарицательным для целой группы товаров. Например, слово «ксерокс» применяют ко всем копировальным аппаратам и даже самим копиям, «джипами» стали называть любые вседорожники... Так и Dexron — бренд, придуманный «Дженерал моторс» в 1967 году, утвердился в качестве обозначения любых жидкостей для автоматических коробок передач. Правда, «Форд» тоже попытался дать звучное имя своим ATF (Automatic Transmission Fluid) — Mercon, но часто ли вы слышали этот термин?
Впрочем, важнее не филологические тонкости, а тот факт, что с 1993 года жидкости «Джи-Эм» и «Форда» стали взаимозаменяемыми. По мере развития конструкций автоматических коробок передач (речь — о классических «автоматах» с гидротранформатором) менялась римская цифра после слова Dexron. Сегодня наибольшим спросом пользуются жидкости по спецификации Dexron III, введенной в 1993 году. Это и определило наш выбор образцов для экспертизы. Ведь большинство владельцев машин с коробками, разработанными после 1999 года (когда появилась спецификация Dexron IV), меняют масло на сервисе.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ
В отличие от механической коробки, масло в «автоматах» берет на себя гораздо больше задач. Во-первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал. Во-вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В-третьих, оно же передает крутящий момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80–100 м/с) в узких каналах между лопатками колес. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С — нормальный «крейсерский» режим.
Эти задачи обусловливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерен нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4–8 сСт). Но если вязкость упадет ниже 3–5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.
Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный, цвет. Что, кстати, отражено в спецификациях.
АРШИНОМ НАШИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ
Поскольку автоматические коробки передач для легковых автомобилей в нашей стране не выпускают (если не считать древних правительственных лимузинов), то на жидкости для них нет ни ГОСТа (это полбеды), ни оборудования для испытаний. А потому из множества параметров, заданных зарубежными спецификациями, мы решили измерить вязкость, температуру вспышки, смазывающие свойства, пенообразование и коррозионную активность.
Важнейшие характеристики смазывающих свойств должны измеряться на оборудовании, которого нет в России, — лишь при этом условии результаты дали бы повод к отбраковке того или иного образца. В нашем случае применение четырехшариковой машины трения позволило лишь сравнить образцы друг с другом и расставить их по местам, ориентируясь на так называемый индекс задира. Его рассчитывают на основании нескольких трибологических характеристик. Чем он выше, тем лучше. Зато мы смогли объективно оценить коррозию медной пластины в баллах (где цифра характеризует степень коррозии, буква — цвет окисла) после трехчасового купания в горячем (+150°С) масле.
ЛЕЙТЕ МАСЛО ПЕННОЕ…
Итоги испытаний сведены в таблицу, нюансы отмечены в подписях к фото. Отметим, что «почти бесплатная» отечественная ATF Luxoil отличилась прямо-таки пивной пеной, но это, согласно спецификации Dexron III, допустимо! А вот запредельная агрессивность к меди сдвинула на последние места такие громкие бренды, как Elf, Castrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО.
Специалисты рассказали, что применяемые в автоматических коробках втулки с бронзовым (сплав меди!) покрытием очень чувствительны к коррозии, а повреждение тонкого слоя приводит в итоге к дорогостоящему ремонту всего «автомата»!
10-е место
Elf Elfmatic G3
Заявленный изготовитель —
T.Lubrifiants, Франция
Ориентировочная цена за 1 л —
180 руб.
Минеральное масло именитой фирмы с допусками «Мерседес-Бенц», БМВ оказалось недопустимо агрессивным по отношению к медным сплавам. Скромный индекс задира привел его в итоге на последнее место.
+ Очень низкое пенообразование.
— Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
9-е место
Mannol Dexron III Automatic Plus
Заявленный изготовитель —
Wolf Oil Corporation, Бельгия
Ориентировочная цена за 1 л — 190 руб.
Синтетическая жидкость с допусками «Мерседес-Бенц», «Форд», «Эллисон» и «Катерпиллер» вряд ли обеспечит обещанную долговечность деталей из медных сплавов.
+ Очень малое содержание механических примесей.
— Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
8-е место
Castrol Automatic TQ Dexron III
Заявленный изготовитель —
Castrol UK Limited, Англия
Ориентировочная цена за 1 л — 240 руб.
Минеральное масло по удивительно высокой цене — вероятно, за самую лучшую очистку от примесей. Допуски «Дженерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерседес-Бенц» и МАН не могут убедить, что это — правильный выбор. Ибо — опять прокол по коррозии!
+ Самое чистое масло.
— Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
7-е место
ХАДО ATF III
Заявленный изготовитель — «ХАДО-Технологии», Харьков, Украина
Ориентировочная цена за 1 л — 320 руб.
«Минеральное масло высшего класса. Лучшее на сегодняшний день. Антикоррозионное. На базе нефти с шельфа Северного моря». Это все — цитаты с упаковки. Вряд ли, однако, ревитализант восстановит съеденную коррозией бронзу.
+ Практически не пенится, отличные смазывающие свойства.
— Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
6-е место
Luxoil ATF Dexron III
Заявленный изготовитель —
ЗАО «Делфин Индастри», Москва
Ориентировочная цена за 1 л — 80 руб.
Единственное масло (минеральное) отечественного производства, которое мы смогли найти. Его цена — лучшая реклама, пусть и не указаны допуски автопроизводителей. Должно прекрасно работать на лютом морозе — температура застывания —48°С!
+ Удивительно низкая цена.
— Не соответствует требованиям спецификации Mercon по пенообразованию, повышенная зольность.
5-е место
BP Autran DX III
Заявленный изготовитель —
BP Lubricants, Бельгия
Ориентировочная цена за 1 л — 230 руб.
Допуски «Дженерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерседес-Бенц» и МАН на сей раз не вызывают сомнений. И морозостойкость такая же, как у предыдущего образца.
+ Отличная морозостойкость, очень низкая зольность.
— Не самые лучшие смазывающие свойства, высокая цена.
4-е место
Mobil ATF D/M
Заявленный изготовитель —
ExxonMobil Oil Corporation, США
Ориентировочная цена за 1 л — 130 руб.
Конкретные допуски не указаны, но заявленным спецификациям Dexron III и Mercon безусловно соответствует. Цена вполне демократичная.
+ Очень хорошая очистка от примесей, отличная морозостойкость.
— Температура вспышки на грани требований спецификации Dexron III.
3-е место
Bizol ATF III
Заявленный изготовитель —
BITA Trading GmbH, Германия
Ориентировочная цена за 1 л — 200 руб.
Указаны допуски «Мерседес-Бенц» и МАН. Отличная морозостойкость (-47°С), низкое пенообразование. Но почему-то… желтый цвет, тогда как спецификации Dexron и Mercon требуют красную окраску. Объяснения этому факту мы не нашли. Не было красителя?
+ Хорошие параметры, низкое пенообразование.
— Неправильный цвет, завышенная цена.
2-е место
ZIC Dexron III
Заявленный изготовитель —
SK Corporation, Южная Корея
Ориентировочная цена за 1 л — 150 руб.
Полусинтетическое масло и вправду выполняет все обещанное, в том числе антикоррозионную защиту. А вот с «Очень Высоким Индексом Вязкости» (та самая разрекламированная технология VHVI) вышла промашка: он здесь самый низкий из всех образцов.
+ Хорошие смазывающие способности, невысокая цена.
— Температура застывания —40°С — самая высокая из всех образцов.
1-е место
ENEOS ATF III
Заявленный изготовитель —
Nippon Oil Corporation, Япония
Ориентировочная цена за 1 л — 190 руб.
«Масло № 1 в Японии» оказалось первым и в нашем тесте! По смазывающим свойствам с ним посоперничало бы лишь украинское ХАДО, но оно, увы, нетерпимо к бронзовым деталям. Морозостойкость «японца» (-46°С) тоже на уровне.
+ Самые лучшие смазывающие свойства.
— Как и положено победителю, «минусов» не нашлось!