Kia Venga против Opel Meriva: курсы домоводства

Появившаяся девять лет назад маленькая, но очень гостеприимная и хозяйственная «Мерива» так полюбилась покупателям, что немцы решились на сиквел, практически не раздумывая. Наследница получилась крупнее, талантливее и ярче. Однако и корейцы были не прочь отхватить кусочек пожирнее от столь лакомого пирога с начинкой из семейных ценностей. В конце прошлого года они привезли в Россию микровэн «Киа-Венга». Сможет ли эта машинка на равных соперничать с более опытной «немкой»?
«Киа-Венга», от 614 900 руб. vs «Опель-Мерива», от 589 000 руб.

Европейская школа

Основной для «Киа» зарубежный рынок компании – американский. Но в Штатах «Венгу» не купишь – ее создавали исключительно для европейцев. Да и выпускают здесь же, в словацком городке Жилина. И хотя мы давным-давно решили не высказывать суждений по поводу внешности сравниваемых автомобилей, все же не можем удержаться от похвалы в адрес очередного творения шеф-дизайнера «Киа» Петера Шрайера. Приветливая физиономия, эффектная пластика боковин, стильная задняя оптика. Одним словом – симпатяга. Построена «Венга» на платформе супермини «Хёндай-i20», но выглядит заметно крупнее и солиднее. Что же касается моторов, то их у корейского микровэна всего два, и оба бензиновые. Базовый 90-сильный сочетается с ручной коробкой, а более мощную «четверку», развивающую 125 л. с., можно купить и с «автоматом».

Но как бы свежо и мило ни выглядела «Венга», ее соперница пользуется куда большим вниманием окружающих. Стоило мне распахнуть одну из ее открывающихся против хода задних дверей, как тотчас же «Мерива» обрастала зеваками.

У «Опеля» и вооружение чуть более разнообразно. Помимо пары бензиновых, ему положен еще и дизельный двигатель. И лишь такой мотор, кстати говоря, сочетается с АКП. Итак, на самый первый взгляд «Мерива» разнообразнее. А что если присмотреться внимательнее?

Кто душевнее?

С водительского места «Киа» уже не производит впечатление юной и жизнерадостной особы. Обитые темно-серой тканью жестковатые кресла с большими диапазонами регулировок, вместительный перчаточный ящик, незатейливые, но хорошо читаемые приборы, четко организованные блоки управления магнитолы и климат-контроля – хорошо заметно, что внутри «Венга» очень старается быть похожей на «Сид». Однако строгость и порядок, которые так идут старшему брату, младшую сестричку как-то неприятно старят. И как бы дизайнеры ни старались раскрасить серый интерьер алой иллюминацией и освежить темный пластик торпедо серебристыми накладками, это не слишком молодит «Венгу». Да и бюджетных решений в машинке наблюдается немало. Нам не понравилось то, что пользоваться подлокотником и автоматическим стеклоподъемником может лишь водитель. Не добавляет баллов корейской машине и откровенно бюджетная обивка руля.

Интерьер «Меривы» заметно дороже и презентабельнее. Пластик передней панели и дверных обивок мягок и приятен. Приборная панель, ручки регулировок магнитолы и «климата», а также пьедестал рычага коробки передач инкрустированы хромом. Сиденья радуют правильным профилем и запредельным диапазоном регулировок. И всю эту немецкую основательность замечательным образом оживляет центральный алюминиевый тоннель-бутерброд с передвижными подстаканниками и подлокотником. Правда, отыскать в недрах этого глубокого склада всякую забытую мелочь вроде зажигалки и флешек бывает непросто. Чтобы разобраться с кнопками «музыки», требуется время, а двойные дверные карманы не столь практичны, сколько прикольны. Тем не менее все эти мелкие неудобства не помешали нам оценить интерьер «Опеля» достаточно высоко.

На всякого мудреца...

А вот с диваном «Меривы» ее создатели слегка перестарались. Процесс посадки удобен, слов нет: через распахнутую дверь даже не садишься, а буквально входишь в автомобиль. Места для взрослых, даже если таковые отличаются изрядными габаритами, предостаточно. Для пущего удобства можно отклонить спинку дивана на больший угол и, сложив ее среднюю часть, отодвинуть назад и одновременно сместить к центру крайние кресла, организовав таким образом двухместный бизнес-класс. Но, увы, при всех многочисленных возможностях трансформации сделать заднее сиденье хоть сколько-нибудь удобным для троих пассажиров не получится. Сидящему посередине всегда будет мешать центральный тоннель «Флекс-Рейл». Ну и помимо всего прочего сам салон достаточно узок.

У корейского микровэна диван не столь гуттаперчевый. Его отдельные части можно двигать вперед-назад и регулировать наклон спинок – довольно скромно на фоне «Меривы». Зато в «Киа» абсолютно ровный пол, салон шире на 5 см, а места для ног и по высоте не меньше, чем у соперницы. Все это обеспечивает комфортное пребывание на заднем ряду даже троих персон без каких-либо стеснений.

Добрые хозяюшки

Заметно, что «Венга» и «Мерива» крайне ответственно посещали курсы домоводства. В обоих вэнчиках мы обнаружили вместительные багажники, в которые помимо большого дорожного чемодана можно положить еще кучу всякого барахла. Для перевозки более крупной поклажи и в той, и в другой машине существует возможность отодвинуть диван вперед и сложить спинки. Да и для инструмента предусмотрено подполье.

И все же победу в этом споре мы отдали представителю немецкой школы: «Опель» оказался чуть способнее и удобнее. Если конкретно, у него на пару сантиметров ниже погрузочная высота, багажник длиннее на 8 см, и вдобавок в нем предусмотрены дополнительные ниши.

При всем богатстве выбора

С базовыми 1,4-литровыми моторами «Опель» и «Киа» способны относительно шустро перемещаться по городу, однако на трассе, да с полной нагрузкой они превращаются в откровенных статистов. А вот 1,6-литровый агрегат «Венги» мощностью 125 сил нам понравился. Для семейного микровэна – то, что доктор прописал! Пусть ручная коробка и не отличается образцовой четкостью, но это не мешает уверенно себя чувствовать в уличном потоке и живо обгонять на шоссе. Да и с «автоматом» этот мотор образует неплохой тандем. Если не пытаться ехать агрессивно, то оснащенная АКП корейская машина ускоряется вполне адекватно, охотно откликаясь на газ, неплохо разгоняясь даже на высоких скоростях. Однако при сильном нажатии на педаль газа коробка «подвисает» в нерешительности на секунду-другую, после чего скидывает одну или даже две ступени – и только после этого «Венга», ревя мотором, набирает обороты. Зато тормоза надежно работают во всех режимах.

Хотя у «Опеля» выбор силовых агрегатов шире, среди трех его моторов мы так и не нашли универсальное оружие. «Турбонаддутый» 1,4-литровый благодаря богатому крутящему моменту здорово везет на трассе, но из-за «длинной» коробки передач и задемпфированной педали газа не совсем удобен в городе: слишком много времени уходит на возню с рычагом коробки и ожидание отклика от мотора. Дизель с «автоматом» эти проблемы снимает, но лишь на скоростях до 100 км/ч, ибо разгуляться на шоссе ему не позволяет скромная мощность в сто «лошадок». Зато «опелевские» тормоза работают предельно четко – не хуже, чем у «Киа».

Корейское успокоительное

Трехспицевый руль «Меривы» с выподвертами под хват – явный реверанс в сторону активных драйверов. И действительно, управлять немецким вэнчиком дюже интересно. Даже в мягких зимних покрышках машина быстро и четко реагирует на команды рулем. В то же время усилие на нем, адекватно возрастающее с увеличением угла поворота колес, добавляет удовольствия в виражах. «Опель» не боится ездить быстро и уверенно держится на скоростной прямой и дуге, но все же предпочитает качественный асфальт. При наезде на стыки или ямки «Мерива» начинает нервничать и норовит соскочить с траектории, требуя от водителя внесения корректив. К тому же достаточно высокий центр масс становится причиной раскачки и излишних кренов в поворотах при быстрых перестроениях.

Более коренастая «Венга» кренится чуть меньше, но всяческие дефекты асфальта раздражают ее не меньше, чем «Мериву». И это, к сожалению, не единственный минус управляемости корейской машины. Явно синтетическое усилие на руле не дает найти полное взаимопонимание с «Киа»: вязкая и слегка заторможенная «баранка» не сильно раздражает при спокойной езде, но отбивает всякую охоту быстро ходить по поворотам, лишая чувства уверенности на высоких скоростях.

Вот что значит опыт!

Пообщавшись некоторое время с «Венгой», я обнаружил, что она, возможно, в силу своего юного возраста, предпочитает деликатность в обращении. Ей хочется, чтобы дороги были идеальны, а водитель педалировал как можно плавнее и не разгонялся быстрее 120 км/ч. В противном же случае «Киа» начинает огрызаться. Ее подвеска, вполне адекватно работающая на пологих неровностях, откровенно пасует на острых стыках, пропуская на кузов достаточно жесткие удары. Резкое нажатие на педаль газа заставляет двигатель громко реветь. А на высокой скорости в салоне уже хорошо слышны гул задних покрышек и завывания встречного ветра.

«Мерива» показалась куда более покладистой. Да, ей также есть над чем поработать – в частности, над шумоизоляцией днища. Но в остальном немецкая машина достаточно комфортабельна. Энергоемкая подвеска хоть и не в силах обеспечить плавное перемещение по неровностям, однако успешно справляется со среднестатистическими ямками. Проникающий в салон звук мотора не давит на уши, а набегающий поток воздуха облизывает кузов практически бесшумно.

Кому-то можно, а кому-то нет

Та самоотдача, с которой «Мерива» заботится о безопасности своих пассажиров, достойна всяческой похвалы. В краш-тестах по методике «ЕвроNCAP» немецкая машина получила максимальную оценку. Вместе с тем во всех российских версиях присутствуют ABS и система динамической стабилизации, а уже начиная со второй комплектации «Опелю» сопутствует полный комплект подушек. Что же касается самого доступного оснащения «Эссеншиа», то здесь к двум стандартно установленным фронтальным эйр-бэгам можно всего за 10 000 рублей докупить боковые и оконные подушки.

Свои пять звезд в европейских тестах «Венга» получила со второго раза. Во время первой попытки эксперты обнаружили порез ремня безопасности водителя, который к тому же рисковал получить серьезный ушиб груди при фронтальном столкновении и (наряду с пассажиром) травмировать колени и бедра о переднюю панель. Как и соперница, «кореянка» оснащена всеми средствами активной и пассивной безопасности, включая шестерку подушек и систему динамической стабилизации во всех комплектациях, кроме базовой. И, к сожалению, у покупателя самой доступной «Венги» нет никакой возможности дополнительно заказать ни боковые подушки, ни ЕSP.

Дорогие удобства

Впрочем, содержание базовой «Венги» вряд ли будет интересно решительно настроенным покупателям: «Комфорт» за 614 900 рублей предлагает лишь посредственный 90-сильный моторчик, АBS, пару подушек, кондиционер, обогрев передних сидений и передние стеклоподъемники. Зеркала придется регулировать вручную, а магнитолу покупать на стороне. «Люкс» гораздо привлекательнее. Доплатив 65 000 рублей, вы получите не только полный арсенал средств безопасности и толковый двигатель, но еще климат-контроль, задние электростеклоподъемники и зеркала с обогревом, MP3-магнитолу, сигнализацию и диски из легкого сплава. А если раскошелитесь на 702 900 рублей, то получите «Киа» с «автоматом». Да, корейская машина на 15–25 тысяч дороже бестселлера среди микровэнов – «Ниссана-Ноута». Но ее цену все же можно признать вполне адекватной. Правда, расходы на плановый сервис «Венги» могли бы быть поскромнее: без учета замены тормозных колодок за ТО в течение 3 лет или 90 000 км придется отдать 61 700 рублей.

Базовая «Мерива» за 589 000 рублей нам тоже не очень нравится – в первую очередь из-за мотора. Если же брать версию «Энджой» со 140-сильным двигателем, то она получается на 23 100 рублей дороже «люксовой» «Венги», но при этом будет лишена литых дисков и «климата». Автоматическая же коробка подразумевает выбор дизеля. Но тогда разница в цене увеличивается до внушительных 96 600 рублей. Конечно, формально «немка» выступает в более высоком классе – по габаритам она все же ближе к компактвэнам. Однако на деле салон и багажник «Меривы» не вместительнее, чем у ее корейской соперницы. Что же касается затрат на сервис, то в течение тех же трех лет техническое обслуживание «Опеля» на 4000 рублей дешевле, чем «Киа».

МЫ РЕШИЛИ:

Несмотря на некоторые недостатки в образовании и отсутствие жизненного опыта, «Венга» четко понимает, что нужно покупателю компактной семейной машины: просторный салон, вместительный багажник, высокий уровень безопасности, приемлемая динамика и толковая эргономика. Со всем этим у «Киа» порядок, и поэтому она получает достаточно высокую оценку. Причем, как вы понимаете, ездовой комфорт и управляемость всегда можно улучшить, приурочив к рестайлингу. А если корейская машина еще слегка подвинется по цене, то у нее вполне радужные перспективы.

Умение увлечь драйвом и креативной подачей салона, удобнейшим багажником и высоким ездовым комфортом помогли «Венге» пусть и с небольшим, но все же преимуществом обойти свою молодую соперницу. Однако для нас до сих пор остается загадкой, по какой причине немцы сделали машину откровенно четырехместной и почему бензиновому турбомотору не полагается АКП – ведь на той же «Астре» подобное сочетание успешно практикуется.

Подпишитесь на «За рулем» в