Chevrolet или Opel: который брать?

Топ-менеджмент GM признал, что Chevrolet и Opel вступили в открытую конкуренцию. А ведь это подразделения одного гиганта, и деньги они складывают в одну кассу. Мы попробовали выяснить, так ли это в действительности и что последует за этим известием.

Безусловно, все началось задолго до вчерашнего заявления главы GM Дэна Акерсона, который признал конкуренцию двух брендов. «Это волнует меня. Что-то должно измениться», — приводит издание Automotive News слова Акерсона. Руководитель корпорации также добавил, что все это ему «напоминает старый GM», когда на американском рынке различные «дочки» концерна отнимали друг у друга клиентов.

Согласно статистике российского рынка, по ситуации на конец октября Chevrolet реализовал 142 318 машин против 66 626 штук у Opel, доля рынка обеих компаний 6,2% и 2,9% соответственно. «У нас автомобили Chevrolet популярнее — в зависимости от месяца они продаются раз в 5-7 лучше, нежели машины Opel», — заявили «За рулем.РФ» в автосалоне «БизнесТрейд». По мнению собеседницы, помимо цены клиентов привлекает дизайн Chevrolet. «Из-за него многие считают Chevrolet более спортивной маркой», — отметила она. Однако не уверена, что именно этот фактор главным образом влияет на рейтинг продаж.

Директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко убежден, что на сегодняшний момент Chevrolet является прямым конкурентом Opel. При этом обе марки имеют формальные признаки разведения брендов. К примеру, Cruze, соперничающий с Astra, выигрывает за счет более доступной цены. В то же время у опелевской машины есть ряд опций и модификаций, не доступных для модели Chevrolet. Однако это не делает немецкое подразделение GM привлекательнее.

Примером удачного разведения брендов Еременко считает политику концерна Volkswagen. «Для тех, кто любит дорогие и пафосные автомобили, существует Audi, сам Volkswagen считается массовой и народной маркой, Skoda – это тот же Volkswagen, только для менее обеспеченных граждан, — рассказывает Еременко. – А для SEAT на российском рынке, увы, места не осталось. И все эти автомобили по большей части собраны из одних и тех же комплектующих». Но ситуацию смогли бы изменить рекламные инвестиции. Если в раскрутку SEAT вложить столько же, сколько было потрачено на другие марки концерна, то он тоже продавался бы хорошо. «По большому счету преимущество того или иного подразделения определяется маркетинговой политикой», — заметил бизнесмен.

Трудности с разведением брендов постоянно преследуют американские и немецкие автокомпании, считает управляющий партнер «Автопром Комьюникейшенс» Илья Березин. «Насколько я слышал, Volkswagen даже планировал искусственно снижать потребительские качества Skoda для того, чтобы она окончательно не забила головную марку в продажах», — рассказывает эксперт. Этот путь, по его мнению, весьма рискован, потому что может оттолкнуть клиента. В качестве альтернативного варианта позиционирования он приводит пример Toyota. Японский концерн старается максимально охватить рынок в рамках одного предприятия. Премиальный сегмент отдан на откуп Lexus, лишь на отдельных рынках продаются модели Scion и Daihatsu, но весьма специфические для того, чтобы конкурировать с главной компанией.

Впрочем, японская стратегия также мало применима к GM с учетом его исторического развития. «Вероятнее всего, американцы попытаются максимально ограничить продажи одной из компаний на российском рынке, но при том условии, что она закроет все интересные для GM сегменты», — резюмировал аналитик. Впрочем, не исключено, что речь Акерсона всего лишь подводит нас к какому-нибудь судьбоносному решению. Напомним, что в период кризиса американцы хотели продать немецкий актив. Причем как запасной вариант такой план сохраняется до сих пор. В прошлом году GM вывел шесть европейских филиалов из финансовой и юридической зоны контроля Opel.

Подпишитесь на «За рулем» в