Пластиковые столбы и трассы без разметки: что еще снизит смертность на дорогах?

Безопасность на дорогах — понятие многогранное, не прощающее невнимания к деталям. Вот почему ученые, инженеры и изобретатели постоянно предлагают все новые способы снижения аварийности. В нашем обзоре восемь таких ноу-хау.

1. Безопасный фонарный столб

Столкновение автомобиля на полной скорости с железобетонным или железным фонарным столбом грозит смертельным исходом. Чтобы смягчить последствия такой аварии и повысить шансы людей на выживание, испанская строительная компания Adhorna разработала гибкие осветительные опоры, которые в случае наезда на них поглощают кинетическую энергию. Они отламываются в месте удара и, подлетая в воздух, совершают колебательные движения, гася тем самым ударную силу.


Безопасные фонарные столбы изготавливают из легких композитных материалов. К тому же они огнестойки, экологичны, не требуют заземления и обслуживания (покраски, гидроизоляции). Они не боятся коррозии, а срок их эксплуатации, по оценкам специалистов, достигает 60 лет и более.

Несмотря на свою высокую упругость и запрограммированную ломкость у основания от сильного удара, такие опоры обладают достаточно высокой механической прочностью. Они полностью соответствуют европейским стандартам дорожной безопасности, им не страшны ни сильный ветер, ни обледенение. Новые фонарные столбы уже установлены в нескольких муниципалитетах Испании, и география их распространения быстро расширяется.

Композитные мачты освещения начали изготавливать и в России. Будем надеяться, что в скором времени они появятся и на дорогах нашей страны. По мнению экспертов, их повсеместному внедрению в жизнь пока препятствует довольно высокая стоимость в сравнении с традиционными аналогами.

2. Всевидящее око на страже автомобиля

Угоны, случайные наезды на парковках, хулиганские выходки вандалов немало досаждают ничего не подозревающим владельцам автомобилей, когда они оставляют своих любимцев без присмотра. Компания BMW решила максимально защитить своих клиентов от подобных казусов, разработав сервис удаленного обзора Remote 3D View. Его задача — в режиме реального времени беспрерывно дистанционно наблюдать за автомобилем. Предполагается, что трехмерное изображение машины и местности вокруг нее будет выводиться посредством мобильного приложения BMW Connected App на экран смартфона владельца. В любое время он сможет осмотреть свой автомобиль сверху и убедиться, все ли с ним в порядке.


Бесперебойную работу сервиса Remote 3D View обеспечат стереоскопическая видеокамера с обзором 360 градусов и датчики парковки, установленные в автомобиле. Первой эту систему на себе смогло примерить седьмое поколение 5-й серии (индекс G30). Предполагается, что Remote 3D View будет действовать в единой связке с системами автомобильной сигнализации и парковки.

3. Черепашье такси

Чаще всего, заказывая такси, мы торопимся, стремясь добраться к месту назначения как можно быстрее. А вот крупная японская таксомоторная компания Sanwa Kotsu Group решила побеспокоиться и о пассажирах иного рода — о тех, кто никуда не спешит и предпочитает спокойную и безопасную езду. В порядке эксперимента 10 из 500 автомобилей своего автопарка в Йокогаме она переоборудовала, создав подразделение с говорящим названием «Черепаха». Его девиз: «Мы обещаем доставить вас по адресу настолько медленно, насколько это возможно».

Чтобы подтвердить свой выбор неспешной поездки, клиент, садясь в машину, должен нажать на сенсорном мониторе в салоне автомобиля кнопку «Yukkuri» (в переводе с японского «медленно»). Она активирует музыкальный и визуальный сигналы, которые сообщают водителю, что он должен двигаться максимально медленно и плавно. Если по какой-то причине намерение заказчика изменится, он повторным нажатием кнопки может попросить шофера продолжить поездку в обычном режиме.


Водители «черепах» проходят специальный курс обучения. Основное внимание уделяется умению мягко трогаться и тормозить, плавно ускоряться и замедляться, избегать резких поворотов и других неоправданно опасных маневров. Впрочем, таким образом таксисты способствуют еще одной цели — намотать максимальное количество экологически чистых километров.

Желающих воспользоваться намеренно размеренной поездкой оказалось немало. Начиная с момента зарождения черепашьей услуги в декабре 2013 года спрос на нее стабильно растет в среднем на 15% в год. Беременные женщины, родители с маленькими детьми, пожилые люди и туристы сразу же оценили новый сервис по достоинству. А потому в ближайших планах Sanwa Kotsu внедрить «черепашью» систему во все автомобили компании, причем и в других регионах Японии.

4. Дороги, излучающие свет


Перемещение по неосвещенным ночным дорогам небезопасно. Использовать для кардинального решения проблемы традиционное электричество — непозволительная роскошь. Мексиканский ученый Хосе Карлос Рубьо из Университета штата Мичиокан де Сан Николас де Идальго предложил выход иного рода. Он создал и запатентовал флуоресцентный цемент, бетон из которого днем поглощает солнечную энергию, а ночью начинает светиться зеленым или синим цветом. Работы над модификацией микроструктуры цемента, приведшие в итоге к такому ослепительному эффекту, длились девять лет.

Бетон с необычными оптическими свойствами планируется использовать для строительства дорог, зданий и сооружений. Он экологичен, его можно без опаски использовать и для внутренних отделочных работ, не подвержен разрушению ультрафиолетовыми лучами. Сам изобретатель оценивает срок службы своего бетона в сто лет. Подзарядка нового флуоресцентного материала не требует много света, она происходит естественным способом даже в пасмурные дни. Продолжительность полезного свечения достигает 12 часов, его интенсивность можно заранее предусмотреть, чтобы избежать в дальнейшем ослепления велосипедистов или автомобилистов.

В настоящее время мексиканская разработка находится на стадии коммерциализации. Светящийся бетон, по мнению специалистов, найдет широкое применение в сфере дорожного и гражданского строительства.

Для справки. Человек изобрел бетон свыше 4000 лет назад, и до сих пор он остается самым востребованным в мире материалом искусственного происхождения. Бетонные дороги получаются прочными и долговечными, но в России они пока мало распространены. Основная причина — высокая стоимость строительства бетонного полотна по сравнению с асфальтовым покрытием.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в