Штраф за нечитаемые номера — 3 главных сценария
В российском КоАП есть специальная статья 12.2, карающая за «управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков». В ней четыре пункта, но рассматриваемой нами темы касаются только два первых. За нечитаемые, нестандартные или установленные с нарушением требований ГОСТ номера (ст. 12.2, ч.1) полагается предупреждение или минимальный по нынешним временам штраф в размере 500 рублей.
Закон гласит, что номерной знак считается нечитаемым, если с расстояния не менее 20 метров нельзя идентифицировать хотя бы один символ на нем. В светлое время суток это требование применяется к передней и задней «жестянкам», в темноте – только к задней, для которой предусмотрена штатная подсветка. Казалось бы, критерии прописаны достаточно четко. Но в реальности наказание за грязные и нечитаемые номерные знаки – одно из самых неоднозначных и спорных. В зависимости от настроения инспектора и его мотивации (например, нормы по протоколам при проведении месячника) ваше с ним общение может завершиться по-разному.
Если на улице объективно слякотно или идет сильный мокрый снег, то вряд ли вы получите даже минимальный штраф при полностью нечитаемых номерах. Законом никаких исключений не предусмотрено: в такой ситуации водитель формально обязан протирать знаки каждый километр. Но инспекторы в плохую погоду об этом нарушении обычно забывают. Лично меня дважды просто просили не забыть протереть «жестянки», как закончится катаклизм на улице. Впрочем, если нарываться с самого начала разговора, то можно получить протокол, и оспорить его вряд ли получится.
А вот ехать на замызганной по крышу машине в сухую погоду уже чревато последствиями. Тем более, если и грязь на кузове уже давно засохла. Сослаться на погоду не получится, и оправданий за нечитаемые номера гаишник не примет. Вас ждет вполне заслуженное наказание по ст. 12.2, ч.1 - предупреждение или штраф 500 рублей.
Конечно, события могут развиваться и по другим сценариям, но жизненный опыт подсказывает, что три перечисленных выше расклада наиболее типичны. И, к слову, все они работают только для едущего автомобиля. Никаких требований к номерным знакам, когда машина находится на стоянке, КоАП пока не предусмотрено. Московскому Дептрансу в жажде парковочной наживы пока не удалось протолкнуть неприятные для водителей поправки.