Алкозамок? Нет, нам нужен способ пожестче!
В прошлом году в Великобритании в пьяных ДТП погибло около 240 человек, что вызвало бурную дискуссию в обществе – после 170 погибших в 2015 году (что тогда считали достижением) трагическая кривая вновь идет вверх. Британский парламент собирается ужесточить наказание для пьяных водителей за ДТП со смертельным исходом. Действующий максимальный срок за такие аварии – 14 лет, но в начале следующего года палата общин может одобрить поправку в закон о пожизненном заключении.
У нас пару лет назад ответственность водителей тоже ужесточили – до 12 лет тюрьмы за пьяное ДТП со смертельным исходом. Но по-настоящему жестко наказывают лишь малую часть виновников таких аварий – в этом смысле Михаилу Ефремову явно не повезло, он получил практически максимальный срок (8 лет, которые после апелляции превратились в 7,5).
Поскольку наказывают не всех и не на всю катушку, пьяных ДТП по-прежнему много, а смертность в них не падает несколько лет. В Британии на 80 миллионов жителей – 240 погибших, и это повергает островитян в шок, а в России со 140 миллионами жителей – 4314 погибших в пьяных ДТП в 2019 году.
А мы всерьез обсуждаем установку на автомобили алкозамков! Многие считают их серьезным инструментом борьбы с пьяным вождением, а производители алкозамков спят и видят, как за наш с вами счет будут оснащать такими замками все машины. И приводят в качестве аргумента западный опыт: в обновленном регламенте ЕС по правилам безопасности дорожного движения указано наличие с 2022 года во всех машинах интерфейса для установки алкозамков (то есть не самих замков, а «алкоподготовки»).
А как в Европе?
В Европе постепенно распространяется практика замены лишения водительского удостоверения на добровольную установку алкозамка. Это когда впервые задержанный за рулем «по пьянке» человек раскаялся, осознал и готов раскошелиться на установку алкозамка – лишь бы ему оставили водительское удостоверение. Машину с установленным алкозамком надо ежемесячно предоставлять на проверку – это тоже расходы. Через определенное время алкозамок могут снять. Но если телеметрия обнаружит, что находящийся под наблюдением водитель пытался обмануть алкозамок и запускал двигатель будучи в состоянии опьянения, первоначальное наказание будет применено в сочетании с еще более жесткими санкциями (штрафами).
В Европе это называют реабилитацией нарушителей. В Швеции для таких нарушителей каждый год устанавливают по три тысячи алкозамков, в Бельгии – по 750, в Финляндии – по 450.
Сработает ли в России алкозамок?
Перекладывая европейский опыт на российские реалии, легко предположить, что наш народ даже с «реабилитационным» алкозамком найдет способ ездить подшофе. Свой автомобиль не завести? Поеду на машине жены. На каршеринге. Не поймают!
Мысль устанавливать за наш счет алкозамки на все машины (по аналогии с ЭРА-ГЛОНАСС) кажется чрезмерно навязчивой и финансово‑зависимой от производителей подобной техники. Ставьте такие замки на каршеринг, на школьные автобусы, на коммерческий транспорт. Но причем здесь частные легковушки? Есть же люди, которые вовсе не пьют, – почему они должны платить за это?
Что нужно сделать?
На мой взгляд, самый действенный способ – конфискация транспорта у пьяных водителей. У всех, без разбора. Даже если машина, автобус или мотоцикл принадлежит третьим лицам. Отберут тысячу-другую машин – и владельцы будут думать, кому доверять свой транспорт, а кому нет. И никто не мешает выставить алководителю регрессный иск за изъятую машину: нарушил – расплачивайся! Каждый должен понимать, что за пьяную езду может лишиться не только прав, но и нескольких миллионов рублей.
Если мое предложение покажется чрезмерно жестким, изучите опыт Китая: там за пьяное ДТП со смертельным исходом приговаривают к высшей мере наказания – расстрелу. И даже пожизненное лишение свободы (как хотят в Британии) выглядит куда более жестким шагом, нежели изъятие транспорта у тех, кто в грош не ставит жизнь других людей.
- Мало кто знает об автомобильных аксессуарах, которые стоят не больших денег и приносят реальную пользу! Рекомендуем взглянуть на водосток лобового стекла, упоры капота и багажника и защитные сетки радиатора. Монтаж их прост, польза — неоспорима!