5 заблуждений о мобильных камерах ГИБДД

Водители — по понятным причинам — не любят камеры: интернет забит видеозаписями нападений на сами комплексы и обслуживающий персонал. И все же многие представления о камерах далеки от реальности.

1. Они повсюду и их будет только больше

На самом деле мобильные камеры стремительно «вымирают». По данным Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, с 2016 года количество передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД (включая камеры на машинах) последовательно сокращается. Тенденция объясняется просто: мобильные камеры технически уступают стационарным системам и способны регистрировать всего несколько типов нарушений, при этом новый ГОСТ недавно отменил поблажки по части норм оповещения автомобилистов о них.

Всего в России насчитывается 3,5 тыс. передвижных комплексов фиксации нарушений и 17,2 тыс. стационарных.

2. За счет камер зарабатывают частники

Мобильные камеры действительно могут принадлежать частным операторам. Но рассказы о купленной и поставленной в произвольном месте отдельно взятым человеком ради сбора штрафов треноге — миф. Стоимость комплексов доходит до нескольких миллионов рублей, добавьте сюда техническое обслуживание и организацию процесса обработки изображений и отправки уведомлений. В конечном итоге такой бизнес по плечу только крупным компаниям, но не рядовым предпринимателям.

3. Их маскируют ради наживы

Нестационарные комплексы-ловушки — популярная тема на форумах автомобилистов. Периодически эта проблема возникает, но, как правило, не из-за самих камер, а в силу абсурдной расстановки дорожных знаков или некачественной разметки. Спрятать камеру в кусты и собирать барыши не выйдет.

Расположение каждой треноги согласуется дорожными службами и ГИБДД, и просто так переставить ее в «удобное» место нельзя. Как утверждают власти, фото- и видеоматериалы с мест фиксации, не соответствующих плану-заданию эксплуатации камер, просто не принимаются к обработке.

4. Хорошая камера — сломанная камера

Мобильные комплексы и охраняющие их сотрудники часто становятся жертвами разгневанных автомобилистов. По камерам стреляют из пейнтбольного и настоящего оружия, сбивают их машинами, крушат битами — при этом часто снимают себя на видео и объясняют свои действия борьбой за справедливость.

Никакого смысла в партизанской войне с треногами нет. На место сломанного комплекса поставят новый. А вот нападавшему грозит крупный штраф (до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев) и до двух лет лишения свободы по статье 167 УК РФ. Чувство гражданского долга лучше реализовывать с помощью сугубо правовых методов.

5. Камеры-треноги бесполезны

Главная претензия к мобильным камерам со стороны автомобильной общественности заключается в том, что они не выполняют основную функцию — не делают дороги безопаснее. Это как минимум спорно.

В Росавтодоре уверены, что камеры дисциплинируют водителей и снижают аварийность, но соответствующей статистики в масштабах всей страны просто нет. По оценкам независимых экспертов, сейчас комплексы фиксации нарушений не оказывают существенного влияния на безопасность дорожного движения, но на ранних этапах внедрения именно они позволили убрать серьезные очаги аварийности и сейчас поддерживают определенные стандарты поведения автолюбителей.

Подпишитесь на «За рулем» в