Ждать, светиться и вгрызаться: так пешеходам надо вести себя зимой

Водители знают, насколько сильно отличается езда летом и зимой. Но условия меняются и для пешеходов — ведь законы физики для всех одинаковы. Напоминаем, как вести себя на переходах и тротуарах, чтобы не создавать аварийных ситуаций.

3 условия, которые делают зиму опасной

Со сменой сезонов появляется несколько факторов, которые осложняют передвижение в городе и за его пределами:

Недостаток света. Со второй половины августа день стремительно сокращался, к концу сентября стал короче ночи. Это значит, что большую часть времени на улицах будет искусственное освещение. А в некоторых местах его не будет вовсе.

Холод. Из-за низких температур дубеет резина, поэтому управлять авто становится труднее: машина легче уходит в занос, а ее тормозной путь увеличивается. То же самое касается и пешеходов — подошва обуви становится тверже, из-за чего пропадает амортизация. Людям становится тяжелее ходить и легче поскользнуться.

Осадки. Дороги и тротуары становятся скользкими, из-за чего передвигаться пешеходам и авто становится еще сложнее. Снег тоже осложняет ситуацию: при обильном снегопаде затрудняется видимость, а сугробы и наледи сокращают место для маневра.

Пешеходам нужно учитывать изменившиеся условия и для себя, и для автомобилистов.

Идти тише и ждать, пока авто не остановится

Общая рекомендация, которая поможет пешеходам избежать неприятностей на дороге — стать осмотрительнее и продумывать действия заранее. До того, как выйти из дома, стоит проверить погоду за окном. Если на улице морозный и солнечный день, то снежная корка на тротуарах станет тверже, а значит и идти по ней будет проще. И наоборот, во время оттепели и снегопада дорожки становятся рыхлыми и скользкими — идти по ним будет сложнее.

В начале зимы снег может выпасть, растаять и снова выпасть. Из-за этого появится скрытая наледь, которую непросто заметить. Источник: Unsplash.com

На улице стоит выбирать те места, где снег утоптан, либо его свежий слой не превышает по высоте 3-4 см. У таких поверхностей сохраняется естественная «шершавость», поэтому ходить по ней будет не так скользко. И напротив, стоит избегать мест с глубоким снегом или наледью. Особенно травмоопасна наледь, которая появляется под углом или образует «бугры» — в таких местах площадь касания обуви меньше, а наклон смещает центр тяжести человека.

Если падение все-таки неизбежно, то можно сгруппироваться по такой схеме:

  • слегка присесть, чтобы снизить высоту падения;
  • прижать подбородок к груди — это убережет голову от удара;
  • стараться упасть на бок, а не на спину — так будет меньше шансов, что голова ударится о землю;
  • не выставлять руки вперед.

Настало время перейти проезжую часть дороги. В этот момент важно осмотреться и понять, остановились ли все машины в ряду или нет — чем больше полос у дороги, тем выше риск, что не все авто успеют затормозить. То же самое касается и машин на поворотах — лучше убедиться, что они заметили вас и остановились.

Когда авто во всех рядах и поворотах встали, можно аккуратно переходить проезжую часть дороги. Если поток пешеходов большой, лучше идти друг за другом, не обгонять людей и не идти им наперерез.

Эти рекомендации помогут снизить риски при передвижении зимой. Но чтобы обезопасить себя еще больше, можно пересмотреть гардероб и сделать себя более заметным и устойчивым на скользких поверхностях.

Экипировка: больше света и трения

Самая простая вещь, которая поможет стать пешеходу заметнее, — это выбор более яркой и цветной одежды. Например, куртки красного или зеленого цвета меньше сливаются с темным асфальтом или белым снегом.

К одежде можно добавить световозвращающие элементы. Их легко наклеить на рукава. Или можно приобрести одежду, на которую они уже пришиты – дома вы их точно не забудете.

Бывает, что зимой вместо шапок пешеходы предпочитают капюшоны. Их недостаток в том, что они закрывают боковой обзор — а значит риск не заметить авто на повороте увеличивается. С точки зрения безопасности шапка все-таки надежнее.

Теперь подберем обувь. Кроме того, что сапоги, ботинки или даже кроссовки должны быть достаточно теплыми, важно посмотреть, какая у них подошва. Для зимы больше подойдет мягкая резина — как и в случае с шинами, она меньше дубеет на морозе, сохраняет упругость и меньше скользит на льду. Также важно оценить рельеф подошвы: если у нее крупный и редкий протектор, то она будет лучше «вгрызаться» в снег. А если у обуви нет каблука, то пешеходу будет проще удержать равновесие на скользкой дороге.

Пешеход зимой — как авто, но без колес

Большинство «зимних» рекомендаций для автомобилистов подходит и для пешеходов. Как и водителям, им стоит учитывать погоду: какая температура на улице, идет ли снег или нет. Дойдя до дороги, важно быть осмотрительным — учитывать, что водителям теперь тяжелее заметить людей на пешеходном переходе или снизить скорость. А чтобы еще больше обезопасить себя, стоит выбрать более заметную одежду и обувь с нескользящей подошвой.

Фото: Depositphotos.com, Unsplash.com

Материал разработан в рамках социальной кампании «Твой ход! Пешеход»

Подпишитесь на «За рулем» в