Экспресс-сервис: что это такое и можно ли ему доверять.

Этот вопрос задают мне часто. Всегда задаю встречный: - а почему, собственно, нельзя доверять этому самому экспресс-сервису? И каждый раз слышу одни и те же аргументы: дескать, быстрое обслуживание не может быть качественным. Априори не может. И точка. Порой приводят примеры из прошлого: мол, если шьют костюм месяц, то это слишком долго. Тягомотина не устраивает. А если сошьют за день – тоже плохо: то нитки топорщатся, то пуговицы стоят криво. В общем, как считают оппоненты, важна золотая середина. Отчасти согласен. Но по долгу своей работы часто бываю в дилерских ремзонах и уже накопил определенный опыт. Наряду с выполнением непосредственных обязанностей, связанных со сбором информации для очередного материала, боковым зрением оцениваю работу механиков. Поэтому имею право возразить. Но сперва немного истории. Экспресс-сервис (или Быстрый сервис) начал активно развиваться в 2006 году. Бум на новые иномарки породил очереди на обслуживание, поскольку появление новых дилерских центров в ту пору отставало от роста рынка. Дилеры не справлялись с потоком желающих обслужиться. Доходило до того, что записываться в очередь на плановое обслуживание предстояло задолго до его проведения – порой за две недели. Кто был первопроходцем сейчас уже не припомню. То ли «Ситроен», то ли «Рено» – теперь уже не суть важно. Важен сам факт, что проблема не осталась без внимания, и в перечне дилерских услуг появился-таки пункт «быстрого обслуживания». В первую очередь это было выгодно самим дилерам, ведь чем больше машин обслужишь, тем больше денег заработаешь. Чтобы по максимуму сократить время обслуживания, были разработаны отдельные технологические карты. Подходы разные, но суть одна – чем быстрее, тем лучше. Более всего, пожалуй, отличилась «Тойота». Хотя развивать направление экспресс-ремонта дилерам не было острой нужды: межсервисный интервал и так мал – всего 10 тыс. км, поэтому машину мастера видят часто, знают ее наизусть и чинят при малейшем подозрении на неисправность. Получается, что непредвиденно может разве что лампочка перегореть, а иной ремонт уже выполнен при предыдущем плановом обслуживании (и клиентом уже оплачен). Тем не менее, именно «Тойота» представила немногим позже, в 2009 году, чуть ли не идеальный вариант экспресс-обслуживания: один автомобиль обслуживают два механика, при этом обязанности каждого четко разграничены, а действия пошагово регламентированы: шаг влево-вправо, и ты безнадежно отстал от коллеги. Но главное, что специально для того, чтобы исключить лишние телодвижения, была разработана специальная передвижная тележка: от привычной «с ящичками» ее отличал открытый способ размещения инструмента, причем, только того, что необходим для проведения планового обслуживания. И ничего лишнего! Еще одна особенность: тележка подключается к магистралям цеха, поэтому на ее борту есть и напряжение для переноски, и пневмоточка для гайковерта – никуда отлучаться не нужно. Это позволяет организовать пункт быстрого обслуживания в любой точке цеха. Подобный подход, так или иначе, был организован и другими производителями. И в каждом своя изюминка. Например, в одном из дилерских центров «Ситроен» выделили отдельный бокс, где могут обслужить одновременно два автомобиля. Здесь есть не только оборудование для экспресс-обслуживания, но и шиномонтажный, и балансировочный станки, а также стенд проверки оптики. Принять машину с небольшими неисправностями дилеру предпочтительнее сюда, чем в основной цех. Он экономит время на мойке (если конечно машина не совсем чумазая) и на описи кузовных дефектов – в ворота бокса предложат заехать самостоятельно. Оформление на ремонт также происходит по упрощенной схеме. Если в ходе выполнения регламентных работ по обслуживанию выявятся прочие неисправности, машину переместят в основную ремзону, открыв потайные ворота (толкать придется всего метров десять). Независимо от утвержденной технологии экспресс-сервис имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам следует отнести экономию времени клиентов, ведь продолжительность обслуживания сокращается порой вчетверо. Обслуживают машину специально обученные механики, которые только этим и занимаются, поэтому готовы проделать все работы даже с закрытыми глазами. И это тоже плюс. Ну а основной недостаток, с чего и начал эту беседу, заключается в недоверии клиентов. Мол, если слишком быстро обслужили, то наверняка тяп-ляп. Смею заверить: качество работ не зависит от потраченного на нее времени. Зависит только от квалификации мастеров. И не в последнюю очередь от их порядочности. Приведу пример. Будучи в одном из сервисных центров, наблюдаю такую картину: снимая барабан заднего тормозного механизма на «Фокусе» механик роняет подшипник на грязный пол. Думаю, с кем такого не бывает, при установке промоет и смажет. Тем более, что свою работу он проделывает в обычном режиме, не при экспресс-обслуживании. Однако тот без угрызения совести ставит грязный подшипник на место. Чуть позже беседую с начальником цеха. Спрашиваю, - как машина в плане надежности. Да все нормально, мол, только вот задние подшипники долго не живут…. Разумеется, открыл ему тайну.

IMG_01

IMG_01На переднем плане та самая эксклюзивная тележка для инструмента от «Тойоты». В ней нет ничего лишнего, дабы у механика не разбегались глаза – только самое необходимое для проведения планового обслуживания. Мойка авто – обязательная.
На переднем плане та самая эксклюзивная тележка для инструмента от «Тойоты». В ней нет ничего лишнего, дабы у механика не разбегались глаза – только самое необходимое для проведения планового обслуживания. Мойка авто – обязательная.
На переднем плане та самая эксклюзивная тележка для инструмента от «Тойоты». В ней нет ничего лишнего, дабы у механика не разбегались глаза – только самое необходимое для проведения планового обслуживания. Мойка авто – обязательная.

IMG_02

IMG_02Сквозная планировка ворот («Ситроен-Отрадное») позволяет в случае необходимости оперативно подать из основного цеха недостающие оборудование или откатить туда неисправную машину. В штатном режиме створка ворот опущена.
Сквозная планировка ворот («Ситроен-Отрадное») позволяет в случае необходимости оперативно подать из основного цеха недостающие оборудование или откатить туда неисправную машину. В штатном режиме створка ворот опущена.
Сквозная планировка ворот («Ситроен-Отрадное») позволяет в случае необходимости оперативно подать из основного цеха недостающие оборудование или откатить туда неисправную машину. В штатном режиме створка ворот опущена.

IMG_03

IMG_03Отдельные въездные ворота в сервисный центр «Автомир» позволяют принимать загрязненные машины без боязни наследить во всем корпусе. В период межсезонья здесь охотно переобувают автомобили любых марок. Трое механиков тратят на это не более 10 минут.
Отдельные въездные ворота в сервисный центр «Автомир» позволяют принимать загрязненные машины без боязни наследить во всем корпусе. В период межсезонья здесь охотно переобувают автомобили любых марок. Трое механиков тратят на это не более 10 минут.
Отдельные въездные ворота в сервисный центр «Автомир» позволяют принимать загрязненные машины без боязни наследить во всем корпусе. В период межсезонья здесь охотно переобувают автомобили любых марок. Трое механиков тратят на это не более 10 минут.

IMG_04

IMG_04В одном из дилерских центров «Ниссан» для экспресс обслуживания выдели два подъемника на задворках основного цеха. Машины попадают сюда, минуя мойку, поэтому механиков в робах не первой свежести я попросил удалиться из кадра.
В одном из дилерских центров «Ниссан» для экспресс обслуживания выдели два подъемника на задворках основного цеха. Машины попадают сюда, минуя мойку, поэтому механиков в робах не первой свежести я попросил удалиться из кадра.
В одном из дилерских центров «Ниссан» для экспресс обслуживания выдели два подъемника на задворках основного цеха. Машины попадают сюда, минуя мойку, поэтому механиков в робах не первой свежести я попросил удалиться из кадра.

Подпишитесь на «За рулем» в