16 день пробега. ЭКСПЕДИЦИЯ НАКАНУНЕ ИСПЫТАНИЙ
ВЫРВИТЕ ПРАВОРУЛЬНЫМ ФАРЫ!
После пятисот километров практически непрерывного движения в колонне становишься, мягко говоря, раздражительным.
Раздражает манера езды впереди идущего. Саша Морозов, чтобы хоть немного прочувствовать бойкость «Хаммера Н3», да не заклевать носом за рулем, то немного прибавляет, сокращая дистанцию с впереди идущим «ТрейБлейзером» Гены Емелькина, то оттормаживает. Ему развлечение, а передо мною всякий раз возникает вспышка тормозных огней «американской роскоши». Хочется ругнуться, но сдерживаешься, понимая, что пять минут назад минула 16-я полночь со времени нашего старта с Красной Площади. Как же это было давно, думаешь, а главное – как далеко мы удалились от того самого нулевого километра. И нельзя сегодня позволить себе раздражаться на товарищей. На друзей, с которыми еще предстоит пройти главные испытания на маршруте до «солнечного» Магадана…
Я разбираюсь в собственных мыслях, плавно объезжая колдобины прямой, словно стрела дороги через Яблоновый хребет. Альтиметр фиксирует рекордную для нашего автопробега высоту – 1100 метров над уровнем моря. На закате солнца мы пересекли границу Бурятии и Читинской области и наматываем километр за километром по среднегорью.
Яркие половинки луны – словно кусок овечьего белоснежного сыра. Температура опустилась до +4 по Цельсию и в этом уже по-осеннему морозном и разреженном воздухе ярко видны низкие крупные звезды.
Сережа Кириенко, в обычной жизни крупнейший в России производитель фаркопов и прицепов из подмосковного Ступина, проводит свой отпуск за рулем китайского полноприводного пикапа. Кажется, Кириенко знает о трассе все. По-доброму мы называем его Сенкевичем. Но, думаю, великий кинопутешественник все же никогда не обладал такими обширными знаниями, как наш «Сенкевич».
- Друзья! – раздается в рации, - только что мы прошли линию меридиана. На сегодняшний день наше удаление от Москвы составило 70 градусов. По долготе.
- А по широте? – кто-то подключается к беседе в эфире.
- По широте мы сейчас находимся примерно на уровне Праги. Или Киева, - мгновенно выдает справку Кириенко.
- Ласкаво просим! – очередная шутка уходит в эфир.
Но шутить не приходится – идет «встречка». А это значит, что по глазам скальпелем полоснет очередная перегонная «японка». Все тот же Кириенко посчитал, что за час нам на встречу проехало 54 праворульных автомобиля. 54 потенциальных убийцы углубились в российскую территорию. Почему убийцы?
Да потому что, пользуясь несовершенством и лояльностью наших законов, потасканных «японцев» гонят на Запад России с их штатными фарами. Которые и ослепляют даже своим ближним светом тех, кто идет на Восток. Перегонщикам все равно, что испытывает водитель встречной машины. А я испытываю непреодолимое желание развернуть свой «Рекстон», догнать этого дебила и вырвать с мясом его «правые» фонари.
Убежден, что большинство аварий в ночное время восточнее Новосибирска происходит именно из-за ослепления водителей. И никакие пленочки, никакие «притушенные» левые фары спасения от вспышки не дают! Неужели это непонятно тем, кто отвечает за безопасность?
С другой стороны – все мы, водители, вроде бы должны помогать друг другу. Но свет очередной праворульной «японки», заставляет крепче сжать руль и констатировать, что культуры водительской в России нет. Во всяком случае, за Байкалом.
Странно, что никто из властных структур этим вопросом не занят. Хотя решить его можно в 6 секунд – заставлять на границе принудительно демонтировать ВСЕ штатные японские фары и менять их на европейские аналоги. Или власть боится митингов торговцев японским «секонд-хендом»? Тогда она не защищает своих граждан от скальпельного резака фар встречной машины…
ПОСЛЕДНИЙ ГОРОД УСТОЙЧИВОЙ СЕТИ
Я нарочно привел фактически документальный эпизод, который произошел в ночь с 15 на 16 августа, во время ночного проезда автопробега «Москва – Магадан» от Улан-Уде до Читы. Сложно наверное выразить в словах все чувства, которые испытывают 24 участника экспедиции. Каждый из них личность. И находясь в этой маленькой семье думаешь не только о себе, но и о ближнем. Наверное, это удивительное чувство, которое испытывает каждый путешественник.
Впрочем, хватит о чувствах.
Чита, где 16 августа состоялась наша очередная встреча с читателями и пресс-конференция, на которую пришли представители всех СМИ, по сути – последний крупный город во пути движения нашего каравана на восток. Основанная когда-то русскими купцами, Чита считается полноправной столицей Забайкалья – русского форпоста Восточной Сибири. Во время гражданской войны именно в Чите была столица так называемой Дальневосточной Республики – буферного государства, созданного большевиками. Военными делами заправлял здесь легендарный для одних и кровавый для других Блюхер. Именно с его именем и связано развитие военной инфраструктуры этой местности. Во всяком случае, как говаривают местные, именно во времена, когда Блюхер создавал здесь, в подбрюшье России непроходимый укреп-район против японцев, и было начато строительство столь разветвленной дорожной сети.
Сегодня в Чите проживает около 400 тысяч жителей. Относительная близость с Китаем видна даже по табличкам в местном отеле. Например о том, что курить в постели опасно, мне указывают и на русском, и китайскими иероглифами.
Чита станет последним крупным центром, вокруг которого работают наши мобильные телефоны. Затем, когда города будут встречаться на трассе все реже и реже, устойчивой связи добиться будет все сложнее. А когда 18 августа, как запланировано в нашем графике, у Сковородино мы свернем налево и начнем движение по безлюдным местам, сотовые замолчат до самого Якутска.
Хотя мы, естественно, вооружены и спутниковой навигационной системой, и телефоном для экстренной связи, возможности для полноценного он-лайн освещения станут весьма проблематичны. И тем не менее, репортажи, поверьте, не прекратятся.
17 августа спозаранку мы уйдем в сторону Сковородино и должны будем пойти за день 800 километров. Это будет весьма сложный участок. Дело в том, что под Читой мы по сути прощаемся с асфальтовым покрытием. И если до этого вседорожники лишь временами проявляли свои молодецкие качества, то после Читы их ждет испытание российскими грунтовыми маршрутами.
Есть и еще одна, не менее тревожная тема: за Читой, а в особенности к северу от Сковородино исчезнет с АЗС не только 95-й бензин, но даже 92-й. Да и самих заправочных станций станет существенно меньше.
Так что, испытания для нас, по сути, только начинаются. Испытания, ради которых мы и отправились в неведомую даль, по собственной воле от Москвы до Магадана. И будьте уверены, мы с ними справимся.