18 день пробега. Ерофей Павлович – Тында (830 км.) ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ДОРОГА?
Ерофей Павлович Хабаров понаоткрывал и понасоздавал здесь, в Забайкалье десятки географических пунктов. И некогда городку получившему название по имени-отчеству великого русского первопроходца в дальнейшей истории повезло меньше, чем городу, что носит в своем названии фамилию исследователя – Хабаровск.
Но до Хабаровска нам, экспедиции «За рулем» в этом году не доехать. Около станции Сковородино, пройдя технический осмотр автомобилей, как говориться в «боевых» условиях – на импровизированном стенде, колонна из восьми российских вседорожников и девятого полноприводного пикапа, свернула на север и оказалась на федеральной трассе «Лена».
Надо ли говорить, что после Читы асфальтовое покрытие даже на федеральных трассах – вещь редкая. В основном дороги в этой части России – грунтовые, покрытые щебнем. Который с подлостью истинного злодея норовит вылететь из под колеса машины, которую обгоняет колонна.
Но ведь и опыт участников экспедиции растет от этапа к этапу. И те водительские приемы, что были в новинку 8000 километров назад, сегодня, спустя почти три недели после начала гонки на «нулевом километре у Кремля», освоены всеми экипажами.
Так что в столицу БАМа, некогда знаменитую на весь СССР Тынду мы въезжаем организованной колонной под восторженные гудки клаксонов встречных автомобилей.
Тында – молодой город. И, пожалуй один из самых современных городов в Восточной Сибири. Разрезанный пополам железной ниточкой Байкала-Амурской магистрали, Тында на первый взгляд выглядит образцом современного градостроения. Еще бы! Во времена, когда вся страна пела «бамовские» песни, название 70-ти тысячной Тынды встречалось в каждом выпуске новостей.
Сегодня в Тынде проживает едва ли 35 тысяч. Город постепенно пустеет. Увы, единственная работа, на которую здесь можно рассчитывать, связана с железной дорогой. А движение поездов по БАМу по прежнему ограничено. Вот и покидают Тынду дети тех, кто ее создавал. По разным данным, стоимость однокомнатной квартиры составляет здесь, в Тынде всего 300 тысяч рублей.
Впервые на подъезде к Тынде, караван «За рулем» испытывает на подвесках своих вседорожников влияние дорог, построенных с учетом «очаговой» вечной мерзлоты. Так называемые «линзы» - подземные участки льда могут растаять в любой момент – летом естественно - и на дороге возникает яма. Уследить за этим процессом сложно – асфальт в этих местах может «проваливаться неожиданно, до полуметра в сутки. Что вызывает естественное раздражение водителей: представьте, каково разглядеть в лучах заходящего солнца ямку, способную оторвать тебе колесо в считанных метрах от капота.
На границе с республикой Саха-Якутия, нас ждали больше четырех часов – настолько выбило нас из графика начало северного бездорожья. От которого участников экспедиции «заговорили» по якутским традициям, «окурив» огнем можевеловых веток.
Но никакие заклинания не могут спасти дорогу! Которая была построена еще в 60-х годах прошлого века и находящаяся сейчас в, мягко говоря, плачевном состояния. Усилий местных «дорожников» хватает лишь на то, чтобы ликвидировать последствия оползней и размывов.
Темп нашего движения падает до катастрофически маленького. И чтобы успеть к вечеру 19 августа в Якутск все члены экспедиции принимают решение – мы отказываемся от ночевки и отдыха в Алдане и уходим без сна – водители спят, сменяя друг друга непрерывно продвигаясь к Якутску.