Регламент техосмотра не запрещает кенгурятники и «колхозный» ксенон
Союз организаций технических экспертов подготовил целый ряд поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств». По мнению представителей профессионального сообщества, в сегодняшнем виде этот документ попросту опасен.
Правила технического осмотра грешат потерей здравого смысла. Заявление громкое, но, по мнению собравшихся на круглый стол, посвященный обсуждению поправок к федеральному закону «О техническом осмотре», абсолютно справедливое.
Причиной всему изменение принципа государственной политики в части регулирования и надзора за профессиональной деятельностью. А конкретнее - передача этих функций страховым компаниям.
«В результате система технического осмотра превратилась в систему по продаже бланков ТО», - считает генеральный директор союза технических организаций «ТехЭксперт» Сергей Зайцев.
Страховщики, как и любая организация, торгующая своим продуктом, заинтересованы в реализации как можно большего количества полисов - как ОСАГО, так и КАСКО. Но если автомобиль не прошел техосмотр, то и полис его водителю не понадобится. Поэтому техосмотр у страховщиков проходят все.
Да и как не пройти, если в постановлении №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» от 5 декабря 2011 года черным по белому написано: «Техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования». То есть «опытный эксперт» может определить, исправен ли автомобиль, буквально по вкусу, цвету и запаху!
Рекомендации по проверке токсичности двигателя выглядят просто откровением: «Запустить двигатель. Оценить цвет и запах отработавших газов. Увеличить частоту вращения. Если не изменился цвет и не появился неприятный запах, то автомобиль соответствует требованиям».
«На сегодняшний день система техосмотра, с точки зрения технической, полностью уничтожена этой моделью», - комментирует сложившуюся ситуацию Сергей Зайцев.
Началось все в минувшем году, когда Дмитрий Медведев - тогда еще президент - произнес знаковую фразу: «Техосмотр должен стать доступным для граждан!» Обычное замечание обернулось пунктам техосмотра, как выражаются сами эксперты, «медвежьей услугой».
Чиновники всех уровней кинулись исполнять президентский наказ без оглядки на реалии жизни. Технический осмотр транспорта из контрольной процедуры превратился в формальность, что тут же отразилось на числе ДТП: по статистике ГИБДД, в первом квартале 2012 года зафиксирован резкий всплеск числа тяжелых ДТП, многие из которых, по мнению экспертов, случились из-за неудовлетворительного технического состояния автомобилей.
Что неудивительно, если взглянуть на новую диагностическую карту. По словам Сергея Зайцева, он и его коллеги «крайне удивлены параметрами, которые включены в диагностические карты. Опять получилось так, что эта лжезабота об автовладельцах позволила написать ту диагностическую карту, которая не отвечает максимальному результату по безопасности дорожного движения и защите жизни самих автовладельцев».
В частности, из требований к колесным транспортным средствам в приложении №1 среди прочего исчезли такие важные моменты, как:
- проверка наличия и работоспособности регулятора тормозных сил
- целостность и комплектность выпускной системы, герметичность системы вентиляции картера
- целостность кузова и пола автобуса.
В то же время документ не содержит запрета на эксплуатацию автомобилей:
- с газоразрядными лампами без автоматического корректора и омывателя фар
- без бамперов, но с кенгурином
- с затонированными световыми приборами и встроенными светодиодами
- со спортивным рулевым колесом, не предусмотренным конструкцией.
И это далеко не полный перечень «благ» для народа. Фактически документ снимает все ограничения, которые вводились на эксплуатацию автомобилей, реально представлявших опасность на дороге.
Остается надеяться, что рабочей группе экспертов, предлагающих поправки в закон «О техническом осмотре», все эти «подводные камни» удастся выловить. Иначе с новым техосмотром далеко не уедешь.