Химический концерн BASF сделает автомобили еще легче

Проект потребует инвестиций, которые измеряются десятками миллионов евро, и тесного сотрудничества с автопроизводителями. Число автомобильных деталей из пластика еще больше возрастет.

Основой для разработок, которые помогут еще больше снизить вес автомобиля, станет комплекс технологий BASF Ultracom. Это пакет из трех составляющих: полуфабрикаты из армированного непрерывным волокном пластика, технологии формования и соединения. Ключевым звеном технологии, которая позволяет снизить вес без использования дорогостоящего карбона, является применение ламинатов на основе ткани и однонаправленных (UD) лент, которые полностью пропитаны полиамидами BASF Ultramid или BASF Ultradur. Сейчас компания ведет совершенствование этих термопластичных композитов в сотрудничестве с фирмами TenCate (глобальный поставщик волоконно-армированных композитов) и Owens Corning (ведущий поставщик стекловолокна на мировой рынок).

Основой для производства термопластичных ламинатов-композитов с армированием из непрерывного волокна служит пластиковая матрица. Получаемые в результате материалы оказываются востребованными в тех случаях, когда требуется значительно уменьшить вес изделия без ущерба для его эксплуатационных качеств. Так, например, для изготовления чашек сидений автомобиля Opel Astra OPC специалисты BASF предложили две разновидности специального полиамидного пластика Ultramid, что позволило существенно уменьшить толщину и значительно облегчить чашки автомобильного сиденья.

Второй компонент пакета Ultracom состоит из формованных материалов, которые были разработаны специально для использования с этими ламинатами. Они также относятся к линейке продукции Ultramid и Ultradur, но выпускаются в виде компаундов. При использовании их в комбинации с ламинатами и лентами можно осуществлять литье под давлением сложных деталей, которые благодаря армированию с использованием непрерывных волокон в точно определенных местах получат очень высокую механическую прочность.

Как заявил старший вице-президент BASF по глобальным исследованиям структурных материалов Мартин Юнг, «в настоящее время автопроизводители с помощью армированных короткими волокнами пластиков могут снизить вес автомобиля на 90 килограммов. Такие материалы используются в сиденьях, масляных поддонах, поперечных балках, впускных коллекторах и воздухозаборниках, опорах двигателя и структурных вставках. В ближайшие несколько лет достижения в области дизайна и эффективности процесса позволят совершенно по-новому проектировать целые модули и сборки из композитов, которые выполнены из значительно более прочных и функциональных пластиков, армированных непрерывными волокнами».

Подпишитесь на «За рулем» в