Дракон идет на посадку: крупнейший авторынок исчерпал резервы для роста

В последние несколько лет продажи автомобилей в Китае росли рекордными темпами, в отдельных сегментах годовой прирост достигал 50%! Однако, как уверяют некоторые аналитики, опьянение местных автопроизводителей успехом скоро закончится и наступит тяжелое похмелье.
Вседорожники и кроссоверы – самый быстрорастущий сегмент китайского рынка, в прошлом году он дал прибавку почти в 50%.

Авторитетное издание Automotive News China опубликовало тревожный прогноз по китайскому авторынку на следующий год. Стагнацию продаж предрекали уже в этом году, но правительство КНР вовремя уполовинило налог с продаж для автомобилей с малолитражными двигателями, поддержав, таким образом, положительную динамику спроса.

Налоговое послабление будет действовать до 31 декабря 2016 года, но даже если власти решат продлить его еще на год, что маловероятно, то с учетом кумулятивного эффекта прочих негативных факторов в 2017 году рынок Китая вырастет в лучшем случае на 1-2%, тогда как в 2015 году продажи увеличились на 7,3%, а по итогам этого года рост может превысить 10%.

Индикаторы спроса показывают, что рынок близок к насыщению, многие китайские граждане совершили в этом году незапланированную покупку автомобиля, соблазнившись скидками, которых завтра может не быть. В итоге денег у населения не осталось, а для богачей, способных заплатить за машину более 1,3 млн юаней (12 млн рублей), с 1 декабря этого года был введен дополнительный 10-процентный налог на роскошь.

Параллельно компартия Китая активно педалирует «озеленение» национального автопарка, то есть переход на электромобили и гибриды. Разработанный в сентябре законопроект предусматривает, что уже в 2018 году производители будут обязаны на 50 проданных автомобилей с ДВС отгружать дилерам один электрокар или два гибрида, причем вся «зелень» должна быть местного, китайского производства. Объективно столь высокой потребности у населения в электромобилях и гибридах нет, они по-прежнему слишком дороги и не в состоянии полноценно конкурировать с традиционной техникой.

При этом если местные китайские фирмы сейчас довольно активно пополняют свои модельные ряды «электричками», то западные компании находятся в ступоре, они просто не в состоянии так быстро разработать и наладить производство экологически чистых машин. В результате возникают ситуационные альянсы, такие как между VW и JAC, которые позволят западным фирмам записывать продажи китайских электрокаров на свой счет и таким образом формально выполнить наказ партии и правительства.

Китайские фирмы ударными темпами осваивают производство недорогих и, увы, «недальнобойных» электромобилей, тогда как западные концерны в этом сегменте сильно отстают.

Что до полноценного собственного производства электромобилей на территории Китая, то западные автоконцерны смогут его наладить в лучшем случае после 2020 года, да и то не все. Пока что соответствующие намерения четко обозначили лишь Daimler, PSA, Renault-Nissan и VW. Это значит, что после двух лет ожидаемой стагнации на китайском рынке может наступить спад, поскольку вписаться в запланированные правительством параметры автопроизводители просто не смогут.

Бурный рост рынка в последние годы привлек в Китай огромные инвестиции, у мировых автогигантов здесь уже по нескольку заводов. Не отстают от грандов и местные фирмы, строят и открывают новые предприятия, притом что у отдельных компаний, например, у Chery и FAW, сейчас наблюдается переизбыток производственных мощностей, их загрузка колеблется на уровне 50% – вся надежда на дальнейший рост рынка, а его как раз и не предвидится.

  • Многие китайские фирмы прекрасно понимают, что рост китайского рынка не бесконечен, а потому стараются диверсифицировать риски и расширить свой бизнес на другие страны. Так, например, Geely в этом году представила ориентированный на Европу молодежный бренд Lynk&Co, а компания Great Wall запустила люксовую марку Wey.

Фото: Trumpchi, Zuma/TASS

Подпишитесь на «За рулем» в