30
31
РАЗВЕДКА БОЕМАх, как сладко жилось промышленности в незабвенные времена плановой экономики! Всемогущий ЦК всезнающей партии совместно с некоторыми другими "директивными органами" принимали очередное историческое решение, открывалось бюджетное финансирование, вырастал новый промышленный гигант, и потребитель получал товар. Страна всегда была огромная, и покупателей неизбежно оказывалось больше, чем товара. Почесав затылок в поиске ожидаемых потребительских качеств, невзыскательный наш потребитель со вздохом удовлетворялся их отсутствием.нем все-таки на первый слог, поскольку пришло оно из английского языка). Именно представители этой науки могли бы стать наиболее полезными в сложившейся ситуации. К сожалению, службы такие на заводах еще только создаются и работают маркетологи больше по наитию, чем по расчету. Приходится проводить "разведку боем". До самого недавнего времени предлагаемая УАЗом гамма автомобилей была более чем скромна. "Санитарка", микроавтобус, грузовойАвтомобильная промышленность жила по тем же законам. Безмятежность нарушил рынок. Отпущенные цены сделали автомобиль недоступным для многих, отсекли "массового" покупателя. А оставшийся стал требовать к себе уважения со стороны производителя. Оказалось, и у наших людей весьма разные вкусы и потребности. Отдавая миллионы за "базовое изделие", им вовсе не хочется тратить время и силы, переделывая автомобиль под собственные конкретные нужды. Конечно, каждый автозавод стремится перейти на выпуск новой модели. Но государство теперь субсидированием не занимается, новые банкиры пока не рискуют инвестировать промышленность, у самих же заводов нет на это ни средств, ни сил, ни умения. Вот почему так медленно идет выдача на-гора новинок. Капризы же покупателя стремятся выполнять малой кровью модернизацией. Ульяновский автозавод иллюстрирует сказанное весьма рельефно. Еще в 1993 году довелось нам прокатиться на опытном УАЗ-3160. Его производство до сих пор не освоено, хотя по идее здесь новый кузов стоит на старом, хоть и улучшенном шасси. Причина задержки - отсутствие средств. Между тем сбыт традиционных "уазиков" и "буханок" сегодня затруднен. Нет еще и десяти лет, как появилось в нашем языке это слово - "маркетинг" (ударение в 30 ЗА РУЛЕМ 8/96УАЗ-3909 - гибрид фургона и автобуса.УАЗ-САЗ-2923 везет 800 кг. Без тента кузов может быть использован как самосвальный. 1^^^л^лаЪ1ж^шфургон, бортовой грузовичок, джип. Тюнинг последних довольно давно освоил итальянец Марторелли, но погоды это не делало. Теперь ситуация меняется. На заводе создают производство автомобилей малых серий, где и будут обкатываться все перспективные идеи. Только объем продаж станет определять, стоит ли выводить на главный конвейер ту или иную модификацию. Пока же расскажем о том, что уже существует не только на ватмане, но ив металле. Кстати, на представленные ниже машины есть полная конструкторская документация. Начнем, пожалуй, с наиболее экзотичного экземпляра - цистерны. Она вмещает 1250-1350 литров, существует в "молочном" и "топливном" вариантах. Фермерам такой "пузырек на колесах", наверняка, пришелся бы по вкусу, да вот с самим фермерством пока не очень получается. То, что УАЗ связывает свои надежды на выживание с фермерством, вполне очевидно: на городских улицах появился конкурент - "Газель". У нее масса неоспоримых преимуществ. У автомобилей же УАЗа остается единственный, но важный козырь - проходимость. В самом деле, стоит ли на изящных каблучках лезть туда, где уместнее калоши, а то и вовсе грубые "кирзачи"? Итак, "Фермер-1" или УАЗ-39091. Весьма похожую конструкцию выпускает "ПсковАвто", что говорит о наличии спроса. Просторная кабина с двумя рядами сидений (в Германии такая схема называется "доппелькабина") вкупе с небольшим кузовом имеет хождение по всему миру. Привлекательна и для выездных ремонтных бригад. "Фермер-2" или УАЗ-3909. Гибрид фургона и автобуса: задняя багажная часть не имеет окон (как фургон), передняя же остеклена, как у автобуса. Салон достаточно уютен и многофункционален, грузовое помещение отделено жесткой металлической перегородкой. Правда, кажется сомнительным предположение одного из авторов проекта о перевозке в этом помещении навоза - запах, знаете ли... Для таких целей больше подойдет УАЗСАЗ-2923. Этот грузовичок везет 800 кг. Не очень много, но для частника вполне достаточно. Одной из самых незыблемых констант в Ульяновске считалась колесная база. Совсем недавно выяснилось, что ее вполне можно увеличивать, вваривая в раму соответствующие куски. Да и цельную раму изготовить вполне по силам автозаводу. Так родился бортовой грузовик УАЗ-33036. Расстояние между осями у него увеличено на 250 мм по сравнению с серийной машиной. Грузоподъемность возросла до 1300 кг. Конечно, пришлось пожертвовать проходимостью, хоть и незначительно. Но и склонность к галопированию уменьшилась. Коли речь зашла о "длинномерах", нельзя не упомянуть о джипе -3153. Его трехметровая Бортовой грузовик УАЗ-33036 с увеличенной колесной базой.УАЗ-3153 отличается от стандартного трехметровой базой. можно завершить. Перечисленные модификации требуют серьезного вмешательства в саму конструкцию автомобиля. Кроме этого, на заводе работают над повышением потребительских свойств базового изделия. Шаги эти, может, и не бросаются в глаза, но в сумме, действительно, делают автомобиль удобнее, поскольку они уже перешли из стадии дополнительных предложений в стандартную комплектацию. Но здесь речь не о них. В погоне за покупателем зарубежные фирмы давно уже предлагают широкий выбор двигателей. УАЗ, жестко завязанный с местным моторным заводом, позволить себе такого не может. Говорят о перспективном трехлитровом двигателе, но он так до сих пор и не освоен. Приходится довольствоваться "старичком" в 2,5Пикап УАЗ-2315 грузоподъемностью 800 кг.база заметно удлиняет автомобиль. (Еще бы, у стандартного между осями 2380 мм.) Не ставя перед производством неподъемных задач, конструкторы сохранили "родные" двери. Заднее кресло "уползло" назад, увеличив простор пассажирам. Откидные сиденья в багажном отделении стали двухместными. На фотографии видно, что кузов удлинялся в задней части - после дверей. Задний свес остался неизменным. Поведение такого автомобиля на дороге кажется непривычным для тех, кто пересел из стандартного "уазика": пропали неизбежные для коротышек рысканье и галопирование, машина лучше держит дорогу. В "большой" серии она непременно пользовалась бы высоким спросом, появись одновременно с "469-м".литра. Есть дизели, целых три. Но все они импортные и оттого дорогие. Польская "Андория", изготовленная по английской лицензии, итальянский ВМ и французский "Пежо". Сначала они были недосягаемы для внутреннего потребителя - ставились лишь на экспортные машины. У нас же покупательский интерес угас не разгоревшись - автомобиль с таким дизелем вдвое дороже стандартного. Но вернемся к описанным модификациям. Пока их делают "на коленке", затраты на их производство высоки, что не может не сказаться на отпускной цене. Если же спрос покажет целесообразность пусть небольшого, но серийного производства, цена несколько снизится. Остается надеяться, что такая "разведка боНаконец, пикап УАЗ-2315. Его особенности видем" снижает вероятность ошибки. Не так это просто ны на снимке, а грузоподъемность составляет 800 кг. - угадать направление покупательского интереса. Алексей СОЛОПОВ На этом, пожалуй, список модификаций УАЗовЗА РУЛЕМ 8/96 31