L3LCJсамим искать способы выкарабкаться. Сиюминутный эффект приносит решение максимально удешевить имеющиеся в производстве модели, "раздев" их до предела. Только в результате пострадает качество и неминуемо появятся проблемы на будущем рынке сбыта. Есть другой способ: улучшить качество продукции - выпустить новый автомобиль на более современной, рентабельной основе и таким образом вытянуть предприятие. Это очевидно, и только совсем несведующий может предположить, что автозавод не предлагает каждые пять лет (говорят, если реже - предприятие начинает умирать) новую модель потому, что не хочет. Нет, этого не происходит не из странной любви к старым машинам, а по самой прозаической причине - не хватает денег. Инвестиции - вот главный вопрос на сегодняшнем АвтоВАЗе. У Волжского автомобильного есть немало проектов. Разработаны новые модели: полноприводник ВАЗ-2123 с отличным от "Нивы" кузовом; осовремененная, не похожая на всем знакомую "девятку" переднеконтролировать их освоение окажется невозможным. Вот если конкретный проект... Для этого очень важно сейчас изменить структуру завода. Раздробить его на несколько самостоятельных, глубоко специализированных предприятий. Развивать каждое в отдельности будет проще, да иу них самих заинтересованность в работе, совершенствовании повысится. Сейчас такие решения принимаются, АвтоВАЗ - на пороге структурной перестройки. Так что финансовое оздоровление предприятия, скорее всего, произойдет. А значит, не за горами уже и "Самара-2", и ВАЗ-2123, и ВАЗ-1119... Путь АвтоВАЗа, можно сказать, определен: развиваться, выпускать новые модели, укреплять позиции на нашем изменяющемся рынке. А какие перемены сможем почувствовать в ближайшее время мы, потребители "вазовской" продукции? Обещано, что "шестерки" к концу нынешнего года перестанут сходить с конвейера. Популярная в народе старушка "шаха" будет снята с производства, а на ее линии начнутРазговоры о неминуемом и близком крахе отечественного автомоНа АвтоВАЗе прошло годовое собрание акционеров билестроения вообще и АвтоВАЗа, в частности, вспыхивают то и дерастаяла. Можно было избежать приводная "Самара-2", перспективсобирать ВАЗ-2110. В 1996 году зало. Тема, щекочущая нервы, не исубытков - не тратить денег на развиный ВАЗ-1119. Только важно, чтобы вод намерен выпустить 16 200 "десясякает вот уже несколько лет. тие производства и социальные нужвсе это не превратилось в прожекток", а потом увеличивать их произды. Но тогда предприятие работало ты, а стало инвестиционными проекводство. Жалко, наверное, многим Любителям "остренького" и "жабы, в прямом смысле, на износ. Поэтами. Сейчас известно, что "Самара- "шестерку", но она не сможет пройти реного", вероятно, не по душе притому было решено потратить на науч2" требует 53 миллионов долларов и сертификацию даже у нас в России: дется информация: Волжский автоно-техническое развитие 749 милливыпуск ее планируется на 1997 год. , не соответствует требованиям по завод сегодня улучшил свое положеардов рублей, а на социальную сфеНа новый ВАЗ-2123 нужно много шуму, экологичности, да и устарела больше - от 450 до 530 миллионов давно. Конечно, беспокоит цена "дение, а возможно, и начал уже возру - 640 миллиардов. вращаться к нормальной жизни. Об Конечно, успехом это назвать долларов и начало производства, сятки" - слишком уж велика для приэтом свидетельствует не только нанельзя, но и неудачей - язык не поскорее всего, 1998-й, а выход на провычно более дешевых отечественчавшийся в прошлом и продолжаюворачивается. Ведь в наших условиектную мощность - 100 тысяч еженых машин. Правда, на заводе увещийся в нынешнем году рост объеях продолжать работать так, чтобы годно - к началу второго тысячелеряют, что она не будет дороже мов производства, но и иные "примекаждые 22 секунды с конвейера схотия. Но откуда возьмутся деньги, есВАЗ-21099 больше, чем на 15%. Но и ли собственных средств недостаточэтого много. Впрочем, сначала надо ты" экономики предприятия. дила машина - просто чудо! И все-таки, если все останется но? Все ведь знают, что в производпосмотреть, что это за машина. "Чепуха! - скажет скептик. Ведь даже на состоявшемся в конце так, как сегодня, АвтоВАЗу из криство сегодня мало кто вкладывает. Вообще же об отпускных ценах июня годовом собрании акционеров зисного состояния не выкарабкаться. И все-таки источники инвестиций завода сказано, что они "потолочАО "АвтоВАЗ" прозвучала просто Можно, конечно, все свалить на гонаходятся, если проект жизнеспоные" и расти, вероятнее всего, не буубийственная цифра: 2,02 триллиона сударственную экономическую полисобный. дут. А вот выпуск автомобилей Авторублей убытков!" Так, да не совсем так. Волжский автогигант впервые за несколько последних, тяжелых для завода лет получил в 1995 году балансовую прибыль. Но ... 894 миллиарда рублей из этой прибыли пришлось отдать в государственную казну в виде налогов, а еще 994 миллиарда (!) - пени и штрафы за несвоевременность уплаты этих налогов. Вот вся прибыль и8 ЗА РУЛЕМ 8/96 тику, вернее, на ее отсутствие, непомерные налоги, нехватку оборотных средств, недостаток инвестиций (кстати, те 749 миллиардов на развитие производства покрывают лишь 65% потребностей капвложений в одну только "десятку"), но от всех этих обвинений положение завода не изменится. Потому, и об этом тоже говорилось на собрании акционеров, нужно Готовы давать кредиты западные компании, соглашаются создавать совместные предприятия солидные фирмы, недавно появилась новая форма финансирования - лизинг оборудования. Другое дело, что все потенциальные партнеры не решаются иметь дело с махиной - АвтоВАЗом в целом. Побаиваются, что вложенные средства будут распылены, что проТОНУТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯВАЗ собирается увеличить, потихоньку подбираясь к "докризисным" объемам производства. В конце июля Волжский автомобильный отметил свое тридцатилетие. "Вазовская" ладья, пережив экономические бури, вошла в новое, четвертое десятилетие. И кто бы ни делал мрачные предсказания, она продолжает плыть дальше. Елена ВАРШАВСКАЯ