114
115
пGOHMHG оимиизламиОРА ПРИТЕРЕТЬ КЛАПАНЫО том, что клапаны газораспределительного механизма время от времени нуждаются в притирке к седлам головки цилиндров, большинство автомобилистов знают. Но многие ли это делают? Существуют даже расхожие "теории" насчет того, что, например, на автомобилях ВАЗа этой операцией вообще можно пренебречь... Так ли это на самом деле? И как притирать клапаны? Рассказывает Игорь МИХЕЕВ.бенно (повторим!) для старого двигателя, что грозит вероятностью прорыва газов и ускоренным "обгоранием" клапана.ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНУЛТеория "бессмысленности" притирки клапанов на двигателях ВАЗа возникла не на пустом месте. Породило ее довольно высокое качество "жигулей", выпускавшихся заводом в достославные времена. О тех машинах до сих пор рассказывают легенды. Опровергать их не станем - у нас другая задача: показать одну из частых причин ухудшения работы двигателя и, главное, способ ее устранения. • Клапан и его седло работают в тяжелых условиях - высокие температуры, на-охлаждается, отдавая тепло головке блока цилиндров через контактную поверхность. Неплотный клапан перегревается, и тут уже возможен не просто износ, а настоящее быстрое разрушение: на тарелке образуются трещины, оплавления, особенно если двигатель, как это часто бывает у нерадивых хозяев, еще и детонирует. В конце концов тарелка, как принято говорить, "прогорает" и соответствующий цилиндр прекращает работать. Вовремя притерев клапаны к седлам, вы существенно продлеваете срок их службы, не дожидаясь, пока грянет гром ио "дешевом" ремонте придется забыть. Все вышесказанное чаще всего проявляется на двигателе с большим пробегом, в избытке потребляющем масло. Последнее, попадая на сильно нагретые клапаны и седла, образует на них разного Рис. 1. Один из способов защемления стержня отложения - от смолообразных до вида клапана во время притирки: 1 - пластины: твердых. Они появляются даже на кон2 - винты Мб; 3 - резиновая трубка или тактных поверхностях, еще больше усунамотка изоляционной ленты; губляя дефекты клапана. 4 - стержень клапана. Как определить неплотное прилегание (например, обгорание) клапанов? Снижение компрессии в цилиндре может указывать и на износ поршневых колец, и на пробитую прокладку головки блока цилиндров, и на прогар днища поршня. Если на ходу вы не наблюдаете за машиной непроницаемой стены почти белого дыма, а уровень охлаждающей жидкости в норме и расход масла в пределах разумного, значит, поршень и прокладка в порядке ("дырки" нет!), а негерметичен в лучшем случае один из клапанов. Рис. 2. Приспособление с винтовым зажимом Притирке подлежат лишь клапан и стержня: 1 - стержень клапана; седло с незначительным износом (геомет2 - корпус; 3 - зажимные винты (3 шт.);рия не искажена, на фасках не образова4 - рукоятка. лась "ступенька", нет явных сколов). В противном случае речь пойдет о серьезной механической обработке деталей или их замене. Во время притирки снимают напряжения, вибрации, коррозия. Контактислоения с рабочих поверхностей клапана и рующие поверхности изнашиваются, на них седла и очень небольшой слой металла. появляются точки выкрашивания металла, Снимать больше - нерационально (меньше мелкие язвочки, вследствие чего плотность запас под будущие ремонты!) и небезопасконтакта снижается и начинается прорыв но: чем шире рабочая "фаска", тем меньше раскаленных, агрессивных газов, в свою удельное давление клапана на седло, а очередь еще более ускоряющий износ. Дезначит, хуже плотность соединения, осоло усугубляется тем, что закрытый клапан 114 ЗРЛМ 89 АУЕ /6АБРАЗИВ - ДЕЛО ТОНКОЕДля притирки деталей используют специальные абразивные порошки различной зернистости, производимые теми или иными предприятиями. В зависимости от своего происхождения они могут быть дорогими или дешевыми, но вовсе не обязательно закупать алмазный материал, если ис карборундовым получится не хуже. Не надо лишь путать притирку с обдиркой, которой не избежать, если вы клюнете (как кто-нибудь вам обязательно посоветует!) на бесплатный "песочек" из-под электроточила. Для получения высококачественных поверхностей контакта очень важна зернистость абразивного порошка и его чистота. Несколько грубых песчинок, случайно в него попавших, могут свести на нет все ваши усилия: образуются глубокиеРис. 3. Корпус зажима.риски, которые очень трудно, а порой и невозможно устранить. По этой же причине остерегайтесь советов "ускорить" процесс, применив сначала "песочек" погрубей! Притирку клапанов обычно рекомендуется выполнять с порошком не крупнее М14 (см. таблицу). В принципе можно начинать с него, а закончить тем, что помельче. В конечном счете, в ваших интересах получить возможно более чистую поверхность контакта. -100Y*КАК ПРИТИРАТЬ?I4i3" '2IIлНачнем с важной оговорки: вспомните статью в журнале (1996, № 6) о замене направляющих втулок клапанов. Проверьте, не болтаются ли клапаны во втулках! Иначе может статься, что ваша затея с притиркой практически лишена смысла: сначала нужно заменить втулки. Далее: не станем говорить о специальных притирочных станках, вряд ли такой объявится в вашем гараже. Разговор о чисто ручных методах работы, а здесь следует придерживаться простых, но важных правил. Притирка - тонкая работа, где неуместны большие усилия или высокие скорости трения (резания). Клапан в процессе притирки поворачивается попеременно в противоположных направлениях на уголРис. 4. Приспособление с цанговым зажимом стержня: 1 - цанга; 2 - втулка с гайкой; 3 - рукоятка.Как работают с порошком? Небольшие его порции смешивают с моторным маслом, чтобы получилась не очень густая паста. Ее (не обильно!) наносят на фаску клапана - никуда больше стекать она не должна. Стержень клапана при этом смазывают чистым маслом. По мере притирки паста, нанесенная на фаску, заполняется частицами износа (темнеет), поэтому ее вытирают и наносят новую. И так - пока обе контактные поверхности (клапана и седла) не станут гладкими, матово-серыми. Некоторые специалисты рекомендуют к концу притирки уменьшать содержание порошка в масле, а заканчивать ее на чистом масле. Но лучшие результаты дает финишная доводка поверхностей пастой ГОИ (оптической), смешанной с керосином. Пасты ГОИ тоже бывают различной зернистости: ярко-зеленая паста - самая "грубая", а темная, зеленовато-черная наиболее "тонкая". Такая доводка поверхностей, безусловно, требует времени и терпения, зато клапан притирается как надо. Можно ли это проверить? Переверните собранную головку блока и залейте в камеру сгорания керосин, как известно, способный просачиваться в малейшие неплотности. Если клапаны не притерты, вы сразу это увидите даже в "боевом", как вам кажется, двигателе. Нормально притертые, они должны "держать" керосин хотя бы 3-5 минут. При высококлассной работе удавалось добиться и большего - до 10-15 минут. Случается, что притирка не дает желаемых результатов, несмотря на все ваши старания. Это бывает, во-первых, если вы все-таки "трете" клапан или седло с явными серьезными повреждениями (глубокая раковина, забоина, иногда малозаметная трещина, не успевшая, развиться) и, во-вторых, когда вы допускаете некоторые довольно распространенные ошибки.Рис. 5. Цанга.эту пару, особенно когда в конце притирки вы пользуетесь более жидкой пастой. Но делают и по-другому. Стержень клапана защемляют каким-либо приспособлением и вращают. Головку переворачивать не надо, во втулку абразив не попадет. Но чем защемить? Ясно - не плоскогубцами. Более или менее удобных "державок" для этой цели изобретено немало. Если вы занимаетесь притиркой клапанов раз в несколько лет, можете изготовить очень простое приспособление (рис. 1) из двух пластин 1, стянутых винтами 2. На стыке пластин сверлят отверстие с таким расчетом, чтобы при затяжке винтов оказался защемлен стержень клапана. Пластины могут быть даже деревянными - в этом случае стержень клапана обматывают матерчатой изоляционной лентой. Еще лучше для этой цели подойдет кусочек резинового шланга 3. Чтобы продлить срок службы приспособления, пластины делают из стойкого материала, например текстолита или даже металла. А вот примеры более основательных конструкций. На рис. 2 и3 - приспособление с винтовым зажимом стержня клапана. Корпус 2 сварен с Т-образной рукояткой 4. Расположение винтов 3 под острым углом к оси стержня обусловлено двумя обстоятельствами: это позволяет защемить стержень на "неудобных" моторах (например, ВАЗ-2108) и, кроме того, увеличивает усилие защемления. На рис. 4-6 - удобное в работе приспособление с цанговым зажимом стерж-максимум 90°. В начале и конце каждого движения Р| ' усилие уменьшают почти до -<, нуля, а сам сектор поворота ш 30° постепенно смещают по окi ружности с тем, чтобы через V^ несколько таких циклов клапан совершал полный обо< рот. Не пытайтесь "ускорить" процесс, вращая клапан вкруговую с помощью дрели - очень часто это оборачиРис. 6. Втулка. вается глубокими кольцевыми рисками на рабочих поверхностях, вплоть до задиров металла. Тут уж хорошей герметичности не добьетесь. В прошлом у некоторых моторов тарелка клапана имела прорезь под отвертку ис помощью этой прорези можно было притирать клапан. В современном двигателе с его высокой теплонапряженностью тарелка гладкая. Как поворачивать клапан? Есть различные способы, например, к тарелке приклеивают "пятак" из фанеры, дюраля и т. п. с похожей прорезью. Клеем может служить полиэфирная, быстро твердеющая шпатлевка, а то и просто строительный битум. При этом способе головка перевернута, поэтому важно, чтобы абразивный материал не попадал в зазор между стержОбозначение зернистости нем клапана и втулРазмеры зерна, мкм кой и не "притирал"г-о39* -ГЫ121 Ошвзш W15 120J .> " * ______3 _ов10ня. Цанга 1 выполнена заодно со стержнем Т-образной рукоятки из сталей 40X, ХВГ, 45 - с термообработкой до HRC50. На ее резьбовую часть навертывается втулка 2с гайкой, после чего рукоятка сваривается (приспособление неразборное). В заключение напомним, что притирку клапанов, даже идеально выполненную, можно считать бесполезной, если неправильно отрегулированы зазоры в газораспределительном механизме, когда клапаны "зажаты" и недостаточно плотно садятся в седла. В этом случае происходят перегрев клапана и такое быстрое его разрушение, что первая же ваша поездка может оказаться и последней перед серьезным ремонтом.М4040...28М2828...20М2020...14М1414...10М1010...7М77...5М55...3ЗА РУЛЕМ 8/96115