129
130
ишшштА. Л. Хорошо бы иметь в хозяйстве не одну машину, а две: легковую для разъездов по городу и грузовичок, чтобы стройматериалы на дачу возить. Увы, выбирать приходится не по необходимости, а по деньгам. Но... везти-то надо - и вот старенький "жигуленок", утратив не только былой лоск, но и часть оборудования кузова (например, заднее сиденье), превращается в ломового извозчика. Что только не заполняет доверху салон, не возвышается у него на крыше, не торчит из багажника! А ведь любой груз опасен, если он по какой-либо причине может стать помехой самому хозяину за рулем или кому-то, кто едет рядом, сзади или даже... впереди. Э. К. Последнее неискушенному водителю вряд ли понятно. А все просто: гражданин Н. везет на крыше, к примеру, длинную и массивную трубу, казалось бы, крепко привязанную к багажнику веревкой. Но за сотню километров нашей российской дороги, случается, и танк дает трещину! Веревка вытянулась, крепление ослабло, и при энергичном торможении у светофора труба "пошла вперед"... до упора в автомобиль гражданина М. Трубы - гладкие и поэтому (особенно массивные) требуют очень надежного крепления, независимо от того, стальные они, асбоцементные или другие. А. Л. Да разве только трубы? Кусок брезента, сорвавшийся с верхнего багажника, когда машины несутся в плотном потоке, может быть смертельно опасен. Как это бывает? Кто-то "заботливо" укрывает груз этим самым брезентом, закрепив как Бог на душу положит. Ветер, постепенно растрепав, срывает его и швыряет в чье-то ветровое стекло. Тут пострадавший не успевает даже сообразить, что же произошло, - ударяет по тормозам и на дороге вырастает гора металлолома. А как же еще поступишь, мгновенно утратив ориентировку и видимость? Э. К. Да, тут трудно не запаниковать. И все же в таком случае, наверное, остается одно: баранку не вертеть и тормозить умеренно. Это не гарантия выживания, но все же шанс. А. Л. Согласен. Тормозить в пол значит подставить себя под удар сзади. Вот тебе и безобидная тряпка или полиэтиленовая пленка. Вообще же очень часто предмет, сорвавшийся с багажника, разбивает стекло догоняющей машины или становится для нее непреодолимым препятствием. Э. К. Вот-вот! Помнится, сколько-то лет назад в газетах мелькнул снимок ветровое стекло, в котором застряли... вилы! Дело было, кажется, в США, по шоссеКуЬАвтолюЬителейF AK ГРУЗ 1V СТАНОВИТСЯ ОПАСНЫМКому, как не дачникам, приходится часто возить разнообразные грузы? Впрочем, и автотуристам, хотя их нынче не так уж много, это занятие не чуждо. Кажется, что проще: купил багажник, прикрутил его к автомобильной крыше попрочней - и грузи, что хочешь и как хочешь. Но так ли все просто? Об этом беседуют Андрей ЛАДЫГИН и Эдуард КОНОП.ехал фермер, вилы держались на честном Поэтому яи позволил себе разброс значеслове. Короче, разгильдяев иу них достаний в десять килограммов. Кстати, давайте точно. Зато стекла хороши - водитель, изобразим это (рис. 1). "поймавший" вилы, отделался испугом. Тем, кто перевозит на багажнике "крылоподобный" груз, можно предложить А. Л. Мрачноватый у нас разговор подва способа его крепления. Первый лучается! Понимаю - тема такая... Что депридавить листы сверху другим грузом. лать? Но давайте оставим вилы и обратимся к стройматериалам. Они (с учетом их разнообразия) чаще всего превращаются в опасный груз и попадают в отчеты ГАИ о дорожных происшествиях. Не случалось вам, перевозя на багажнике большие листы фанеры или оргалита, ощутить, что автомобиль хуже слушается руля, особенно на высокой скорости? Э. К. Случалось. Но тут много нюансов! Как-то однажды я видел на "семерке" столько фанеры, что под ее Рис. 1. Действие воздушного потока на плоский лист, закрепленный тяжестью бедный автомобиль на багажнике. едва не скреб днищем дорогу!.. Тут уж не об аэродинамике думать. Лист фанеры или оргалита, жеВторой - временно скрепить их, прибив леза, стекла, шифера, дюраля под опрегвоздями к продольным доскам (брускам) деленным "углом атаки" к потоку непресоизмеримой длины, причем бруски менно норовит превратиться в дельтаплан. должны находиться прежде всего поверх листов, но по возможности и снизу. Ну и, Кстати, любая плоская пластина плонаконец, с грузом на багажнике боже вас щадью 1м2 при скорости движения упаси гнать машину: импровизированное 100-110 км/ч способна создать подъем"крыло" вполне безопасно при скорости не ную (или прижимающую, если "угол атаки" выше 60 км/ч. отрицательный) силу около 25-35 кгс. А многие возят куда более крупные листы. А. Л. Я вот не раз замечал, как подъемная сила слегка приподнимает передок А. Л. А откуда эти цифры, если не семашины над дорогой. А если еще и крет? встречный ветер "поможет", то "крыло" Э. К. Отнюдь. Во-первых, это легко способно не только оборвать крепежные вычислить по довольно простым и давно веревки и взлететь, но даже... увлечь за известным формулам. Но и без них можно собой весь багажник! Именно так однажобойтись: вспомните наш славный "кукуды случилось у меня, так что информация рузник" из фильма "Небесный тихоход". вполне достоверная. Как раз при скорости 100 км/ч у него нагрузка на один квадратный метр крыла Кстати, устанавливая на крышу автосоставляла именно 30 кгс. мобиля багажник, мы нередко забываем о том, что грузоподъемность его (и крыши А. Л. Но там ведь все же крыло - оно тоже!) всего 50-60 кг. Хотя вычислить как-то рассчитано. А тут фанера. массу груза не всегда просто. Но если авЭ. К. Понимаю. В чем-то вы правы. товладелец не тяжелоатлет, он выжмет Хотя крылья конца двадцатых годов не над головой от силы 50 кг. А кубометр пистоит считать вершиной технической мысломатериалов, даже в виде вагонки-"евли, от плоской фанеры они недалеко ушли. ростандарт", никто над головой не подниНо и фанера ваша не в идеальном потоке, мет и вряд ли от земли оторвет. Однако ав том, который действует над крышей. ЗА РЛМ 89 129 УЕ /6 грузят. Один ретивый строитель поплатился за перегруз помятой крышей и капотом, другой - выдавленным из рамки ветровым стеклом, у третьего сорвались с желобка крыши две ножки багажника и несколько листов шифера рассыпались по шоссе... Надо помнить: длинномерный груз опасен, даже если не слишком тяжел. Лучший пример тому - металлические трубы. Казалось бы, и длина в пределах габаритов машины, и вес приемлемый. Но вот в пути "плеть" из двух-трех труб начи-«§Г--_..__»-..;.-..::--:пористой) резины, тем самым резко подняв коэффициент трения и, кроме того, создав упругое, с гарантированным натягом крепление, - даже если оно веревочное, а не резиновое. Вообще же есть такое правило: жесткие, недеформирующиеся предметы можно закреплять на прочном багажнике даже веревкой, максимально ее натягивая. Слабина здесь недопустима, а посему и вязать нужно по-умному (не зря этому искусству учат моряков). Любое "послабление" - себе или веревке - рано или поздно закончится "разбалтыванием" груза, а то и потерей его. Когда же вы крепите мягкие предметы, например рюкзак с личными вещами, спальный мешок, палатку, хорошего крепления веревкой не получается. А. Л. Опыт (особенно мототуристов) показал, что лучше всего крепить груз упругими жгутами из резины. Многие дляделать, ведь "паук" не универсален. Лучше, мне кажется, несколько жгутов разной длины - это позволит их использовать более гибко. А. Л. А если такого "амортизатора" не достанут? Чем-нибудь другим его можно заменить? Э. К. Вполне. Это опять-таки из опыта. Неплохие жгуты получаются из "вакуумных" шлангов, применяемых кое-где в промышленности (адресов я, понятно, не называю). Но есть у них все же два недостатка. Во-первых, нет предварительного напряжения (для крепления небольших, но массивных грузов приходится делать больше витков). Во-вторых, как и многие изделия из резины, ничем не защищенный вакуумный шланг, особенно в растянутом состоянии, быстро "стареет" под лучами солнца, покрывается трещинами. Тем он и опасен - может лопнуть в самый неподходящий момент. Между прочим, при повреждении текстильной оболочки многожильный "амортизатор" "стареет" тоже очень быстро. Наконец, резиновые крепления можно делать просто из отслуживших свой векРис. 2. Так крючок соединяют с "амортизатором" нает вести себя несколько странно: на неровных участках дороги вроде бы лежит спокойно, а на гладких - раскачивается, постепенно увеличивая амплитуду. А в это время вместе с трубами раскачивается багажник, и ножки его могут не выдержать этих переменных нагрузок. Раскачавшийся груз надо обязательно успокоить, подтянуть крепежную веревку, а заодно проверить крепление ножек. Э. К. Наблюдение за "длинномером", который на неровной дороге ведет себя спокойно, а на гладкой раскачивается, довольно интересно. Хотя в чем-то и от лукавого! Начнем с того, что многих озадачивает - раскачивание на гладкой дороге. Оно и впрямь вполне возможно по тем или иным причинам, установить которые точно удается не всегда. В каких-то случаях виновата все-таки дорога - идеальной она не бывает. В других - шины, колеса (они тоже не всегда идеальны). А еще аэродинамика автомобиля с "длинномером", который раскачивается под действием воздушного потока. И так далее... Любопытно же, что в каких-то случаях неровная дорога действительно препятствует "гармоническим" (как у качелей) колебаниям "длинномера", хаотическими толчками "сбивая" их. Но все же вряд ли на ухабистой дороге можно говорить о полном "спокойствии" груза на багажнике. А. Л. Давайте теперь перейдем к главному - креплению груза. Э. К. Тема эта довольно сложная, хотя и интересная. Вернемся к гладким трубам. Масса трубы большая, крепеж ослаб, а трение стальной трубы по стальному же багажнику невелико. Вот и сдвинулась при торможении. А следовало класть трубу иначе: проложив между ней и багажником хотя бы небольшой лист мягкой (можно 130 ЗРЛМ 89 АУЕ /6^_-м__==25_=0 =€_*-«* _Рис. 4. Резиновое крепление из колец, нарезанных из старой камеры. Рис. 3. "Паук" не универсален! этого покупали даже относительно слабые (малонапряженные) резиновые жгуты от эспандеров. Намного надежней специальные фирменные крепежные жгуты с крючками на концах - их сейчас можно приобрести. Правда, насколько они красивы, настолько и дороги. Э. К. Жгуты, состоящие из множества тонких резиновых нитей, несколько растянутых (предварительно напряженных) и заключенных в текстильную рубашку, обычно называют "амортизаторами". В частности, не исключено, что кто-нибудь на рынке предложит вам моток подобного жгута промышленного назначения. Внешне невзрачный, он очень хорош - нужно лишь правильно закрепить на его концах проволочные крючки (рис. 2). Крючок делают из жесткой стальной проволоки (например, ОВС, толщиной 2-3 мм), с минимально возможным, учитывая сечение труб багажника, радиусом изгиба - тогда он не будет разгибаться. Как крепить? Это просто. Жгут максимально (подчеркиваю!) растягивают и приматывают крючок прочной нитью на клее, например "Момент". Подобные "амортизаторы" при бережном обращении могут служить 10-15 лет и больше. Некоторые, купив солидный моток такого жгута, норовят соорудить из него так называемого "паука". Взгляните на рис. 3 - действительно похож. Но стоит ли это' _ . _>' Ы J ! _ - ! _» _"-»__*Рис. 5. Комбинация веревки и куска резино "амортизатора". автомобильных камер, например, как это показано на рис. 4. А. Л. Очевидно, недостатки здесь те же, что у вакуумного шланга? Э. К. Конечно. Подобные крепления лучше рассматривать как одноразовые. Во всяком случае, за ними нужен глаз да глаз: очень чувствительны к трещинам, надрезам. Кстати, во многих случаях можно делать комбинированное крепление. Берете, скажем, двухметровую веревку, связываете с резиновым жгутом длиной полметра, приделываете к концам крючки. При грамотном использовании тоже получается надежный, не разбалтывающийся в пути крепеж (рис. 5). А. Л. Теперь заглянем в салон автомобиля: кажется, здесь ничто не может помешать водителю. Но это только на первый взгляд. На выбоинах и буграх подскакивают и начинают летать по салону загруженные в него разнообразные предметы, иногда угловатые, даже острые. Поврежденная обивка дверей, сидений, по-