вшшй ©@©тш штшшВопрос, какой из предлагаемых на рынке антикоррозионных материалов лучше защитит машину, по-прежнему вызывает интерес автомобилистов. Причем многие не хотят принимать на веру сведения из рекламных объявлений, а доверяют лишь мнению независимых экспертов. К сожалению, нередко в роли такого эксперта выступает сосед по стоянке, уже опробовавший на своем автомобиле очередную новинку. Достоверность полученных от него сведений на самом деле невелика. К тому же в случае неудачи не каждый откровенно признается, что попусту выбросил время и деньги. Теоретически самый точный эксперимент - это постоянные наблюдения за парком одинаковых машин, обработанных разными составами, разумеется, с полным соблюдением технологии изготовителя. Однако прежде, чем на кузовах появится коррозия и можно будет оценить результат испытаний, может пройти несколько лет. К тому же машины необходимо эксплуатировать в одинаковых условиях, что в реальной жизни почти не бывает. Поэтому для сравнения свойств антикоррозионных составов используют специальные методики, то есть проводят ускоренные испытания. Мы предлагаем читателям ознакомиться с итогами сравнительного теста наиболее распространенных составов для защиты скрытых полостей, выполненного одной из независимых лабораторий по заказу крупного финского издания "Tuuli Lasi". Как проходил эксперимент? На одинаковые стальные пластины нанесли консерванты скрытых полостей шести типов. Свойства материалов оценивали по результатам двух тестов (см. табл.), проведенных в камере 5-процентного соляного тумана. Первое испытание проходило, образно говоря, в щадящем режиме. Пластины с антикором держали в камере 16 часов при температуре 20°С. Затем их извлекли наружу и внимательно изучили. О скорости распространения коррозии, а значит, и качестве защитного состава судили по площади, пораженной ржавчиной, и по потере массы металла на каждой пластине за время теста. Второе испытание проходило практически в экстремальных условиях. Образцы с антикором провели в камере 240 часов при температуре 35°С. Скорость распространения коррозии оценивали таким же образом. Посмотрим, как материалы проявили свои защитные свойства, обратив особое внимание на "Тектил" и "Динол", хорошо знакомые нашим автомобилистам. Внима42 ЗА РУЛЕМ 8/96тельно изучив обе таблицы, обнаружим любопытную закономерность. За исключением "Тектила", составы, оказавшиеся лидерами в "тепличных" условиях, не выдержали жестких испытаний. "Динол" и "Динитрол" в первом случае дольше других не допускали появления очагов коррозии. Например, на пластинах с "Динолом" за 16 часов не проступило ни одного ржавого пятна. Однако после 240-часового цикла выяснилось: стоит коррозии начать свою разру-смоделировать происходящие процессы. Машина ржавеет долго, и климатические факторы за это время меняются не один раз. В реальных условиях защитные составы наносят на окрашенные поверхности. Листы металла, из которых сварен кузов, разительно отличаются от плоских пластин тем, что изогнуты, а значит, подвержены внутренним напряжениям. Но в отличие от мнения соседа по стоянке, грамотно проведенный эксперимент, несмотря на упроще-Днище автомобиля: верхняя часть уже обработана, на нижней —только заводское покрытие. Результаты испытаний в камере 5-процентного соляного тумана при температуре 20°С в течение 16 часов Результаты испытаний в камере S-процентного соляного тумана при температуре 35°С в течение 240 часовч?°=So iN.Параметр>SCO Оx Q)N.Параметр>Sо оЧ.Состав Dinol 3652 Tectyl 320 Dinitrol Metallic 2136 Estox K2 BS Tuff-Kote Dinol Penetrant Mercasol 371 ML \ ^__s H__o. oF,5 Й?=•=<£ О*%* = §_fПлоща образц коррозP оH -fg25 19 21 27 30 38Площад образца коррози 25 60 75 80 85 90o_о.?_ : _t ? _3"^ m TO § s_ __* * _ _;0 2Ka^_>SСостав Tectyl 320 Mercasol 371 ML Tuff-Kote Dinol Penetrant Estox K2 BS Dinol 3652 Dinitrol Metallic 2136N^«=5 c__ _ =1 23456F0,0 1,2 2,2 6,8 7,4 11,30 18 14 25 40117102 140 148 204 220 2282 345629 25 17 33 36шительную деятельность на поверхности металла, как удержать ее распространение "Динол" уже не сможет. И наоборот, аутсайдер первого теста "Меркасол" внезапно переместился на второе место в более продолжительных испытаниях. Если же определять абсолютного лидера по результатам обоих экспериментов, то первое место без сомнений достанется "Тектилу-320". Этот материал продемонстрировал завидную стабильность, чем в очередной раз оправдал репутацию лидера на рынке антикоррозионных составов. Сколь достоверны итоги теста, проведенного в Финляндии? Конечно, ускоренные методики не позволяют полностьюния, позволяет судить о качестве того или иного материала. А независимый исследовательский центр гарантирует объективность данных, не содержащих рекламной информации. Кстати, реклама тоже бывает разной. Многие производители антикоррозионных составов проводят их испытания в собственных лабораториях, а затем представляют на сертификацию в независимые центры. И если серьезная компания вместо голословных утверждений предлагает потребителям своей продукции ознакомиться с конкретными цифрами, то последние, конечно же, заслуживают внимания. Александр ИВАНОВ