54
55
Когда осенью 1993 года газеты и те левидение дружно заговорили о про екте создания нового "народного' автомобиля, идея заи многих. Еще бы! Пусть мало литраж ный, зато, по отечественным меркам качественный (ведь "вазовское" де тище!) и, главное, дешевый автомо биль, доступный если не всем, многим. Такое вдохновляло. Так когда с 14 декабря 1993 года нача лась продажа акций "Автомобильно го Всероссийского Альянса", недос татка в покупателях не было.ЛЬЯНС"В союзе с АВВА проигрывает рядовой акционерНапомню суть проекта. Скинуться всем миром и построить на собранные деньги новый автосборочный завод. Параллельно довести до ума, то есть, простите, заводского конвейера, новую модель ВАЗ-1116, тот самый "народный" автомобиль. Первый планировалось собрать в 1998 году, а к 2000-му - выйти на проектную мощность 300 тысяч машин в год. Если честно, в число акционеров-"народников" попала и я, обменяв на эти акции семейные ваучеры. А вдруг, пусть не к 1998 году, а позже, но получится? В солидности проекта убеждало и участие главного учредителя - "АвтоВАЗа". Вспомнить об АВВА заставила редакционная почта, в которой накопилось немало писем с вопросом: что происходит с "Альянсом" и собранными им деньгами? Причем большинство наших читателей считали, что АВВА постигла та же участь, что и МММ, "Чару" и прочие "властилины". дарованные специальным указом президента, ни учредительство "АвтоВАЗа", ни предполагавшееся участие в проекте концерна "Дженерал моторе", с которым в декабре 1993 года был подписан меморандум о взаимопонимании. Но, в отличие от многочисленных пирамидальных структур, АВВА не оказалась этаким радужным мыльным пузырем, лопнувшим в одночасье. Акционерное общество продолжает работать, правда, переориентировавшись на другие направления. В чем же дело? Неудачу с основным проектом руководство АВВА объясняет несколькими причинами. Требовавшейся для строительства завода суммы в три триллиона рублей собрать не удалось, возможно, потому, что рассчитанным на отдаленную перспективу вложениям в ценные бумаги "Альянса" многие россияне предпочли азартные игры с МММ и подобными ей структурами, обещавшими большие барыши в короткий срок. Но и собранные в результате двух эмиссий акций АВВА 210 миллиардов рублей - сумма по тем временам весьма и весьма немалая. венниками цены на обеспечение необходимой производственной инфраструктурой (пользование теплоснабжением, подъездными путями и т. д.) в регионе предполагаемого строительства превосходят все разумные пределы. Экономические условия настолько изменились в течение минувшего года, что сделали нереальным строительство завода с проектной мощностью 300 тысяч автомобилей в год нашими силами". (Из тезисов отчетного доклада совета директоров АВВА к годовому собранию акционеров за 1993—1994 гг., состоявшемуся в апреле 1995 года.) Так что уже через полгода после начала массированной продажи акций руководству "Альянса" было ясно, что завод для производства народного автомобиля строиться не будет. А еще через девять месяцев, на том самом прошлогоднем собрании акционеров, была обнародована новая стратегия: переключиться на организацию небольших сборочных проектов с участием зарубежных автомобилестроительных корпораций, принять участие в инвестиционных программах "АвтоВАЗа", связанных с разработкой его новых моделей. По мнению руководства АО, такой поворот "позволит эффективно инвестировать средства акционеров и создать базу для дивидендов последующих лет".Отдых или вечный покой? Хотя до 1998 года - срока, когда планировалось появление нового автомобиля на рынке, еще довольно далеко, уже сегодня ясно: один из самых амбициозных российских инвестиционных проектов приказал долго жить. Строительство завода не начиналось, разработка нового автомобиля, как официально извещает АВВА, "в стадии глубокого рестайлинга". Что означает это слово на человеческом языке, выяснить так и не удалось. То ли это производное от английского "rest" "отдых", то ли от "stale" - "изнашиваться, терять свежесть". Смысл в любом случае малоутешительный. Куда проще, по-моему, было бы сказать по-русски, доходчиво: проект заморожен на неопределенный срок. Основную идею, ради которой и затевался "Альянс", не спасли ни налоговые льготы, 54 ЗА РУЛЕМ 8/96"Однако негативные тенденции в экономической и социальной сфере, усилившиеся к середине 1994 года, неблагоприятный инвестиционный климат вынудили... к ряду важных выводов. Первое. Падающий платежеспособный спрос населения привел к тому, что экономически эффективная цена даже на недорогие моЗаграница нам поможет... дели машин находится на уровне, превышаюТогда же, на прошлогоднем собрании акщем цену массового спроса. (Странно, что это ционеров, планы руководства АО были нестало открытием. "Альянс" рождался в условисколько конкретизированы. Сообщалось, что ях инфляции, и ситуацию могли предвидеть дауже идут переговоры о совместном производже неспециалисты. Не могли или?.. - И. Н.) стве в Тольятти легковых автомобилей с южВторое. Цены на комплектующие изделия нокорейской компанией "Дэу" и японской "Нисроссийских поставщиков уже к середине 1994 сан". Позже оказалось, что ни с корейцами, ни года превосходили цены западноевропейских с японцами договориться о чем-либо конкретпроизводителей в 16-18 раз. ном так и не удалось. А вот обнародованный тогда же совместТретье. Запрошенные нашими соотечест3, ный проект с компанией "Валмет отомотив" о сборке в Финляндии "Евро-Самары" - внешне подретушированной, а также оснащенной улучшенными сиденьями, подушкой безопасности, новой формы бампером, модификации "девятки" - удалось довести до логического завершения. В мае этого года со сборочной линии в финском городе Уусикаупунки уже сошли первые машины. Договор с финнами заключен на три года и предполагает сборку 60 тысяч машин с последующей реализацией на европейском рынке. "АвтоВАЗ" отвечает за производство комплектующих, АВВА - за их доставку в Финляндию. И хотя производимая в Финляндии машина это все та же "вазовская" "Лада", авторы проекта полагают, что высокое качество сборки,участия в лотерейных розыгрышах автомобилей. А именные акции в розыгрышах не участвуют. Так что в погоне за еще одним "журавлем" - гипотетической возможностью выиграть машину - обладатели "свидетельств" лишаются права голоса как акционеры и никак не могут влиять на дела АО. Что касается самой лотереи, то информация о ней, мягко говоря, не навязывается владельцам акций. В 1994 году было три таких розыгрыша, в прошлом - два, последний состоялся 27 декабря 1995 года. Результаты тиражей публиковались в газете 'Труд". Разыскать хотя бы одного выигравшего автомобиль не удалось. "Коммерческая тайна"! Не удалось выяснить, и какая доля выигрышей осталась невостребованной просто потому, что люди понятияМЕЗАЛЬЯНСОМизменение технологии некоторых операции, экологичность автомобиля создадут предпосылки для развития экспортной деятельности Волжского автозавода. А кроме того, поступят дополнительные средства для разработки принципиально новой модели "АвтоВАЗа".•Kv.уравль по-прежнему в небе, да и синицы в руках не видать Ну, хорошо. АВВА живет и работает. А какой прок, например, от единственного реально осуществленного финского проекта, ориентированного на зарубежный (!) рынок, всем нам, простым акционерам? Пока, скажем прямо, никакого. На уже упоминавшемся прошлогоднем собрании акционеров каждый его участник получил-таки по автомобилю. Но... игрушечному - миниатюрной модели того самого "народного журавля". Более того, точно такую же модель можно купить сегодня в московском (к слову, единственном в стране) фондовом магазинчике АВВА (на всякий случай - его адрес: улица Серафимовича, 2) всего за семь тысяч рублей. Так что, судя по всему, руководство "Альянса" как бы мягко нам намекало: не волнуйтесь, автомобиль будет. А дивиденды? Об их выплате пока речь не идет. Хотя бы потому, что на собрании акционеров принимают решения "немножко иные" акционеры - не такие, как я, обладающая аж тремя "свидетельствами депонирования акций" (именно такими бумагами, думаю, владеет абсолютное большинство рядовых акционеров "Альянса"). А для участия в ежегодном собрании акционеров нужно иметь... другие ценные бумаги АВВА - именные акции. Правда, в том же фондовом магазине можно поменять мои (и ваши) "свидетельства" на "полноценные" именные акции за дополнительную, относительно небольшую плату. Но и тут вас ждет сюрприз. "Свидетельства" дают их владельцам не только право на получение дивидендов, но и возможностьне имеют о лотерее. Тоже коммерческая тайна. Выяснив все это, я подумала, а не отказаться ли мне вовсе и от "свидетельств", и от "именных акций", и от всей связанной с ними мороки? По крайней мере, избавлюсь от впечатления, что, поманив меня "журавлем", организаторы предприятия четко идут к своей собственной, никак не сопрягающейся с моей, цели, к тому же всячески заботясь, чтобы даже "синицы" в моих руках не оказалось... Продать "свидетельства"? Пожалуйста, сказали мне в магазине. В 1993 году одна бумажка стоила 10 тысяч (номинальная стоимость). Столько же (у некоторых продавцов вдвое больше) требовалось доплатить к ваучеру, когда он обменивался на акции АВВА. Сегодня, если вы решитесь все же обменять свидетельства на именные акции, вам опять придется выложить порядка тех же 10 тысяч. А вот продать в том же фондовом магазине ваши свидетельства можно лишь по три тысячи с половиной. Напомню, что, когда в 1993 году эти бумаги предлагались к продаже, реклама уверяла, что они "защищены от инфляции". Вот такая арифметика.диться в этом, достаточно было выяснить, что такое АВВА, кто его акционеры. Итак, населению, то есть трем миллионам частных лиц принадлежит лишь 15% акций "Альянса"! А остальные - у юридических лиц: "ЛогоВАЗа", Самарской администрации, швейцарской фирмы "Форус"... Больше же всего, около 70% - в собственности "АвтоВАЗа" (точную цифру руководство "Альянса" не называет, ссылаясь на коммерческую тайну). Так что можно не гадать, чьи интересы будет, прежде всего, представлять АВВА. Собственно, и представляет. На последнем, состоявшемся 23 июня в Тольятти годовом собрании акционеров (о котором, к слову, широкие массы их и знать не знали) принято решение: дивидендов не выплачивать, розыгрыши льгот на приобретение автомобилей в 1996 году прекратить, все средства - в развитие (то есть в совместный с "АвтоВАЗом" финский и другие проекты). Да и как может быть иначе, если "Альянс" в свою очередь один из крупнейших акционеров "АвтоВАЗа" (у "Альянса" около 30% "вазовских" акций), так что мы говорим АВВА - подразумеваем "АвтоВАЗ", мы говорим "АвтоВАЗ"-подразумеваем... Впрочем, перефразируя Форда, можно сегодня заявить: что хорошо для "АвтоВАЗа", то хорошо для России. Если этот гигант устоит на ногах и, дай Бог, зашагает вперед, выиграют все, и в первую очередь его акционеры. - Сегодня "АвтоВАЗ" в лучшем положении по сравнению с другими автомобильными заводами, - сказал генеральный директор АО АВВА Борис Березовский. - Во многом это так благодаря "Альянсу". Рядовых же акционеров г-н Березовский поблагодарил за терпение, утешил, что их вклады сбережены и пущены в дело и... попросил потерпеть еще. Возможно, для "АвтоВАЗа" альянс с "Альянсом" идет на пользу. Возможно, создание АВВА гениальная идея с точки зрения привлечения средств для автозавода и концентрации акций предприятия в одних (его же, можно сказать) руках. Возможно, во многом благодаря этому страна не потеряла автомобилестроительный гигант. Но почему в проигрыше оказались простые россияне, которых поманили прекрасным, как оказалось, миражом "народного" автомобиля, а потом попросту забыли? Почему "общественная польза" опять-таки извлекается за счет причинения вреда миллионам людей? И для чего нужно было обещать золотые горы тогда и отмалчиваться сегодня...- Никто не вкладывал в АВВА последние деньги, - говорит теперь заместитель генерального директора АО "Автомобильный Всероссийский Альянс" Николай Косов. И в этих словах то ли пренебрежение, то ли желание оправдать свою политику в отношении рядовых акционеров... Но никак не извинения и не желание объясниться. Ирина НЕВИННАЯ Так или иначе ясно одно: своих обещаний, раздаваемых в свое время, АВВА не сдержал. Люди, поверившие в него, разочарованы. И вряд ли им ОТ РЕДАКЦИИ. Первоначально, задумывая легче оттого, что их ожидания обманули не мошенники материал об АВВА, мы хотели найти ответ на вопиз МММов, а вполне солидные и уважаемые рос: мошенничество "Альянс" или ошибка? Благое сограждане. Что будет дальше с "Альянсом" покажет время. Быть может, он, как обещают его намерение, загубленное бездарной экономической руководители, когда-нибудь и станет богатым, преполитикой государства или завуалированная форуспевающим. Но народным, по-настоящему народма отбирания денег у населения? ным Оказалось, все не так однозначно. Чтобы убескорее всего не будет уже никогда. ЗА РУЛЕМ 8/9655