24
25
JPЛ^AWAjffijIWWIIJpWffliBiHi11..''i11'!;-.A-.'v^Шя^^ш^Я-'- -иi•V' -Ш»^БИЯНЩ?Л1^<^•язсируется ик лонжеронам кузова. На подрамнике смонтированы косые рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости и задний редуктор от "Фольксвагена". Чтобы разместить все это "хозяйство", потребовалось переместить бензобак назад, на место ниши запасного колеса. "Запаска" теперь лежит внутри багажника, а не в специальном углублении. Зато бак прибавил в объеме до 60 литров. Именно соображениями компоновки, а не престижа обусловлен выбор для доработки наиболее дорогой до последнего времени модели Волжского автозавода ВАЗ-21099. В "вазовских" хэтчбеках, задний свес которых намного короче, нет места бензобаку да и выпускную систему пришлось бы перекроить до неузнаваемости.-^^•"ВИКТОРИЯСуществует немало способов сделать отечественный автомобиль в два раза дороже. Можно обить салон кожей, облагородить фанерой из ценных пород дерева, с помощью электронных безделушек превратить машину в компьютер на колесах или передвижную музыкальную студию. Для тех же, кого интересует не ярмарка тщеславия, а улучшение ходовых качеств, возможностей потратиться тоже немало. Одна из них - оснащение "вазовской" "девяносто девятой" полноприводной трансмиссией. Надо сказать, что "самары" со всеми ведущими колесами появились не вчера. Своим рождением они обязаны спортсменамкроссовикам. Оригинальные полноприводные трансмиссии для участия в чемпионате Европы применяли известные гонщики Анатолий Кривобоков и бронзовый призер этих состязаний Борис Котелло. Но наиболее жизнеспособной, популярной среди кроссменов ик тому же с минимумом сложных оригинальных узлов оказалась трансмиссия, где использовались агрегаты "ФольксвагенаГольф-Синкро". Пять лет верой и правдой служила она нашим сборникам в бывшем Союзе - Виктору Горшкову, Владимиру Бузланову и Валерию Джежеле. К сожалению, удачные технические решения, опробованные спортсменами в экстремальных условиях, не часто у нас доходят до потребителя. Впрочем, нет правил без исключений - фирма "Металлик-квадро" из Тольятти, используя опыт кроссменов, начала штучное производство полноприводных ВАЗ-21099. Представлять автомобиль начнем именно с трансмиссии. Проследим, как передается крутящий момент от двигателя к колесам. Картер коробки передач приходится изменять: ведь на место правого привода монтируется редуктор отбора мощности. Поэтому правая передняя полуось стала короче, а внутренний шарнир равных угловых скоро24 ЗА РУЛЕМ 8/96 стей (ШРУС) позаимствован от "Нивы" - такой лучше стыкуется с редуктором "Фольксвагена". Левый привод и правый наружный ШРУС остались стандартными. В тоннеле кузова на двух промежуточных опорах ВАЗ-2101 подвешен промежуточный вал. С выходом редуктора отбора мощности его соединяет длинный (правый) привод "восьмерки", а ее короткий (левый) передает момент заднему редуктору. Сам же задний редуктор вместе с вискомуфтой - от "Гольфа-Синкро". Два присоединенных к нему одинаковых привода ВАЗ2121 вращают задние колеса, только внешние шарниры заменены на аналогичные узлы от ВАЗ-2108. Чтобы наглядно представить себе устройство трансмиссии - посмотрите на схему. Самое любопытное, что в идеальном случае, когда колеса катятся без проскальзывания, полноприводная "девяносто девятая" оказывается .... переднеприводной. В заднем редукторе установлена обгонная муфта, которая автоматически включается и начинает передавать момент на задние колеса, только когда передние начнут пробуксовывать. Возникающие при этом ударные нагрузки на трансмиссию сглаживает вискомуфта. Обгонная муфта, как известно, механизм одностороннего действия. Чтобы при движении задним ходом машина осталась полноприводной, предусмотрена принудительная блокировка муфты при включении задней передачи. Разумеется, одними переделками трансмиссии дело не ограничилось, пришлось позаимствовать со спортивной машины и независимую заднюю подвеску. На места крепления стандартной балки устанавливают сваренный в кондукторе подрамник, который, кроме того, фик-4x4"Редуктор с вискомуфтой от "ФольксвагенаГольф-Синкро", рычаги подвески и стабилизатор поперечной устойчивости крепятся к сварному подрамнику. Любой тюнинг подразумевает широкий выбор опций. Полноприводный ВАЗ-21099 от фирмы "Металлик-квадро" не исключение. "Викторию", а именно такое имя собственное получил автомобиль, могут комплектовать двигателями увеличенного литража с горизонтальными карбюраторами "Вебер" или системой распределенного впрыска топлива. Кроме того, на заказ устанавливают усиленную корзину сцепления, доработанные стойки подвески, пятиступенчатую коробку переЗадняя подвеска полноприводной "Самары". На фото хорошо видны косые рычаги и стабилизатор поперечной устойчивости. d-,,J^L.-r;\^;':-:дач с измененными передаточными числами, 14-дюймовые диски колес из легкого сплава. Автомобиль, который нам довелось опробовать на ходу, помимо стандартного для данной версии оборудования - полноприводной трансмиссии, 14-дюймовых колес, спойлера на крышке багажника - имел двигатель объемом 1600 см 3и модифицированную коробку передач. Несколько часов, проведенных за рулем "Виктории 4x4", оставили благоприятное впечатление. Не будем заострять внимание на езде по шоссе. И так известно, что у полноприводных автомобилей на скользкой дороге несомненное преимущество. Полноприводная "Самара" не исключение из этого правила. Только с положительной стороны зарекомендовало себя сочетание тяговитого двига-•-•- ... .'•Ч • ""Виктория 4x4" уверенно чувствует себя на глубоком сухом песке.ДОЧЬ "ДЕВЯТКИ'СХЕМА ТРАНСМИССИИ ВАЗ-21099 "ВИКТОРИЯ 4X4" теля с нестандартной коробкой передач, где первая и четвертая стали "длиннее", а вторая "короче". Исчезли столь характерные для серийных машин провалы между первой и второй, четвертой и пятой. Теперь для интенсивного, но ровного разгона не требуется выжимать соки из мотора. Но самой наглядной демонстрацией возможностей "Виктории" стал пробный заезд по сухому и рыхлому песку. Любопытно, что незадолго до нашего появления на этом же самом месте (для теста был выбран пляж на берегу Волги) закопалась "Нива", у которой, как известно, репутация знатного "проходимца". Обутая в широкие асфальтовые шины полноприводная "Самара" с поставленной задачей справилась на отлично. Заметим также, что по пути на импровизированный полигон "Виктория" уверенно преодолела достаточно разбитый проселок, хотя, конечно, по такому показателю, как геометрическая проходимость, с чистокровными вседорожниками ей не тягаться. Какую из предлагаемых тюнинговыми фирмами версий автомобилей ВАЗ предпочесть, конечно же, решит потребитель. Но отметим: "Виктория" - единственная в нашей стране на сегодня альтернатива зарубежным полноприводным легковым машинам. Ее конек - относительно дешевое обслуживание и ремонт. А цена порядка 20 тысяч долларов вызывает все же меньший шок, чем стоимость импортных аналогов. К тому же это действительно эксклюзивный автомобиль - объем выпуска вряд ли превысит 150 экземпляров в год. Возможно, будущим владельцам даже придется ждать своей очереди. Заинтересованным сообщим кое-что еще: в "Металлик-квадро" считают, что новая модель ВАЗ-2110 тоже пригодна для "оквадрачивания". Как известно, первые "десятки" уже идут по конвейеру. Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Вадима Крючкова ЗА РУЛЕМ 8/96 251 - привод левый ВАЗ-2108; 2 - коробка передач; 3 - редуктор отбора мощности "Фольксваген-Гольф-Синкро"; 4-ШРУСВАЗ-2121; 5 - оригинальная полуось; 6 - ШРУС ВАЗ-2108; 7 - привод правый ВАЗ-2108; 8 - упругая опора карданного вала ВАЗ-2101;9 - промежуточный вал; 10-вискомуфта "Фольксваген-Гольф-Синкро"; 11 - полуось ВАЗ-2121; 12 - задний редуктор "Фольксваген-Гольф-Синкро"; 13 - механизм принудительной блокировки обгонной муфты.9"""1б11