ми, в котором установлены четыре двухсменных подъемника. Есть компрессор для подачи сжатого воздуха, калориферная печь, полуавтоматическая сварка в углекислотной среде, "гусь" с гидравлическим приводом для правки кузовов, газосварка, приспособления и инструменты. Короче, все, что может понадобиться клиентам для самостоятельных работ. За пользование "инвентарем" надо платить. Кроме того, отдельно оплачивается подъемник - около $18 в час. Инструменты и приспособления - по $3 за штуку, за сварочный аппарат около $25 в час, а за "гуся" уже около 65-ти. За слив отработанного масла платят 3 доллара. У каждого подъемника броская надпись, предупреждающая клиентов, что пользуются они им на свой страх и риск и что хозяин не отвечает за несчастные случаи. Есть также небольшой гараж для окраски, но его используют в своих целях хозяин и его помощники. Тем, кто задумал покрасить автомобиль, посоветуют ехать в другой пункт самообслуживания, где можно взять на прокат специальную камеру для окраски и все необходимое для этого. В пункте технического самообслуживания всегда клиенты. Среди них много иностранцев, есть и немцы. Кто-то приехал заменить тормозные колодки и масло. Да и попутно осмотреть автомобиль снизу. У кого-то прогорел глушитель. А на том, дальнем подъемнике большой ремонт. Клиент с приятелем меняют двигатель на стареньком "Фольксвагене". "Прежний "застучал", - поделился своей печалью владелец, - не выбрасывать же на свалку автомобиль, он еще крепкий. Вот и устанавливаем мотор б/у, купленный на автосвалке". Со сварочным аппаратом колдует над прогоревшим глушителем сам хозяин. Не у всех клиентов хватает навыка, и он всегда готов прийти на помощь. За отдельную плату, разумеется. Это тоже побочный доход. Некоторым клиентам не нужен подъемник. Место без него стоит дешевле. Детали, снятые с автомобилей, старый, например, глушитель, тормозные диски или "гнилое" крыло, предписывается увозить с собой. За этим зорко следят хозяин и его помощники. Тем, кто хочет оставить это, надо немного переплатить вывоз металлолома тоже стоит денег. У хозяина хранится какой-то запас подержанных деталей: бамперов, фар, стартеров, генераторов от автомобилей различных марок. Есть и шины, бывшие в употреблении. Все можно приобрести прямо на месте, если это понадобится в процессе ремонта. Можно заказать и новые детали. Их доставят очень быстро из ближайшего магазинчика автозапчастей и принадлежностей. За каждую из них хозяин получит небольшой процент от владельца магазина. У себя в Турции он работал в автосервисе и неплохо разбирается в автомобилях, поэтому может прийти на помощь клиентам. Среди них часто встречаются те, кто еще не успел поднатореть в самостоятельном ремонте. Им надо показать, как правильно поднимать на подъемнике автомобиль, порой оказать помощь в определении неисправности и подсказать, как ее устранить. Это делается бескорыстно. Часто клиенты приезжают со специальным бланком, где указаны неисправности, выявленные при очередном техосмотре. Если есть опыт, устранить все эти замечания можно самому. А если его нет, то, как говорится, сам Бог велит обратиться к хозяину. Он может предложить ремонт за небольшие деньги и даже сам предъявит автомобиль на повторный техосмотр, тем самым полностью гарантируя его успех. В этом случае автовладелец экономит хорошую сумму, которую пришлось бы уплатить на фирменном автосервисе. Кстати, нередко она превышает стоимость самого автомобиля. В Германии больше ценится не сам автомобиль, а возможность его эксплуатации. Стоимость автомобилей со свежим техосмотром часто вдвое, а то и втрое превышает его стоимость при просроченном техосмотре. Покупка автомобилей с истекшим сроком очередного техосмотра буквально "за копейки" и их последующий ремонт и подготовка к техосмотру - также побочный бизнес хозяина мастерской и его команды. Пройдя техосмотр, они гонят очередного "красавца" на авторынок. Но мы немного отвлеклись от главного - от того, что немецкий автомобилист располагает неплохими условиями для ремонта автомобиля своими силами. Некоторым покажется дороговато пользование пунктом технического обслуживания, но это, как я говорил, много дешевле, чем отдавать автомобиль на фирменный автосервис. Там уж точно обдерут как липку, да еще отремонтируют что-нибудь дополнительно. "Заодно мы поменяли тормозные диски и амортизаторы, - объяснит мастер-приемщик. Ведь это ваша безопасность. Пожалуйте к кассе!" Эта картина типична для немецкого автосервиса. Именно поэтому многие владельцы машин боятся его, как огня, и объезжают за версту. Но любой автомобиль требует ремонта. Проделав его самостоятельно и грамотно, да еще ив хороших условиях, со всем необходимым под руками, можно деньги сэкономить и удовольствие получить! Заявляя это, г-н Дитер Корп оказался абсолютно прав. Я надеюсь, вы согласитесь с ним. Может быть, и у нас скоро появятся подобные пункты самообслуживания. БерлинМихаил ГОРБАЧЕВ МоскваРЕПЛИКАК ЗДРАВОМУ СМЫСЛУЗАДНИМ ХОДОМУкраина меняет свои таможенные порядки, как барышня сережки. В прошлом году частные лица платили при ввозе иномарок из-за рубежа символическую сумму - пару сотен долларов. С этого года их приравняли к юридическим лицам, вследствие чего платежи (ввозная пошлина, акциз и НДС) резко возросли и стали соизмеримы со стоимостью автомобиля. Последствия не заставили себя долго ждать: легальный ввоз почти заглох, зато расцвела контрабанда. И вот недавно украинский парламент крутанул таможенный руль в обратную сторону. Ставки ввозной пошлины снижены в 4-6 раз. Меньше стал и акцизный сбор, составлявший перед этим 35% таможенной стоимости автомобиля. В частности, для новых и подержанных машин с рабочим объемом двигателя от 1500 до 2200 см-1, акциз установлен в размере 0,3 ЭКЮ за 1 см 3 , а ввозная пошлина - в размере 0,1 ЭКЮ за 1 см 3 . При рабочем объеме от 2200 до 3000 эти сборы составляют соответственно 0,6 и 0,4 за 1 см 3 . Один из официальных киевских дилеров так прокомментировал новый закон: - Могу только приветствовать его как юридическое лицо, которому еще недавно ввоз автомобиля обходился в 96°_ его стоимости. Сейчас нет смысла изобретать, как прежде, обходные варианты - целесообразно платить в казну. Обидно только, что потеряны два года. Вместо того, чтобы перенимать опыт других стран, мы экспериментируем сами над собой... В новом законе учтены также интересы автопроизводителей. Легкие и грузопассажирские автомобили, изготавливаемые на украинских предприятиях из импортных и отечественных комплектующих, освобождаются от акциза - при условии. что в год выпускается не меньше 1000 машин. Акцизному сбору не подлежат и комплектующие для них (явный аванс зарубежным инвесторам, желающим собирать в Запорожье легковые автомобили среднего класса). Эти льготы установлены до 2007 года. Фантастически большой срок для государства, то и дело изменяющего свои законы... Леонид САПОЖНИКОВ Г /