46
47
Урок четвертыйшш [ЯПоговорим о том, как важно правильно тормозить. Если вы, присоединившись к вашим мужчинам, внимательно посмотрите автогонки по телевизору, то заметите, что обгоны происходят чаще всего перед поворотами, в зоне торможения. Кто затормозил позже, тот и вырывается вперед. На первый взгляд гонки не имеют никакого отношения к повседневной езде. На самом деле это не так. Чтобы разобраться в том, как ведет себя автомобиль при торможении, необходимо почувствовать ту грань, за которой начинается "юз" при нажатой педали тормоза. Состояние "юза" - это когда заблокированы колеса, из-под них идет дым 46 ЗРЛМ 89 АУЕ /6и на асфальте появились черные полосы. На пустынном участке загородного шоссе или на площадке проделайте такое упражнение: при движении автомобиля со скоростью 40 км/ч интенсивно нажимайте на педаль тормоза и, как только почувствуете, что начинается "юз", тут же ее отпускайте, чтобы повторить все сначала. Если долго тренироваться, постепенно увеличивая скорость, со временем придет ощущение границы, за которой следует "юз". А это требуется, чтобы преодолеть страх и не реагировать на психомоторную реакцию к торможению при внезапно появившемся препятствии. Речь идет о том, чтобы, начав торможение, сразу же оценить ситуацию, и если тормозного пути явно недостает, убрать ногу с тормозной педали и просто объехать препятствие. Но это уже сложный маневр. Обязательно же нужно овладеть приемом "прерывистого торможения", для чего необходимо разучить команду правой ноге: тормозить, отпустить, снова тормозить. Вы нажимаете и тут же отпускаете тормозную педаль, чтобы нажать ее снова: вы как бы "дробите" ее ногой. На скользком покрытии этот прием резко улучшает торможение. И вот почему. Самое эффективное сцепление шин с дорогой - при пятнадцатипроцентном проскальзывании. Почувствовать этот момент невозможно. Но при прерывистом нажатии вы каждый раз проходите через эти пятнадцать процентов, тем самым многократно повторяя оптимальные для торможения условия. Кроме резкого сокращения тормозного пути, этот способ, если заглянуть немного дальше, дает еще одно преимущество. Запомните раз и навсегда: при нажатой педали тормоза нельзя поворачивать руль! Это приведет только к вращению автомобиля вокруг своей оси, но никак не изменит направление вашего движения. При экстренном торможении руль должен стоять только в положении, соответствующем прямолинейному положению колес. Вы должны успеть поставить их прямо! Если резко нажать на тормоз при повернутых колесах, автомобиль переворачивается. И - "прощай, колеса здравствуй, крыша!" Так вот, в тот момент, когда вы отпускаете на мгновение тормоз, можно подкорректировать положение автомобиля на дороге поворотами руля. Это уже "высший пилотаж". Совсем другое дело, если у вас иностранный автомобиль, оборудованный антиблокировочной системой (АБС). Она будет прерывисто тормозить за вас. Конечно же, здесь положение руля при торможении может быть произвольным. Тормозить можно даже в повороте! Вывод напрашивается сам собой. Если вам "светит" новая иномарка, поинтересуйтесь, есть ли система АБС. В том, что она намного нужнее электрических стеклоподъемников и люка в крыше, надеюсь, убеждать не нужно. Однажды я слышал рассказ женщины, попавшей в аварию: "Я изо всех сил крутанула руль и одновременно нажала на педали сцепления и тормоза! В это время автомобиль кинуло в кювет!" Когда автокаскадеры хотят выполнить какой-то головокружительный трюк, они поступают, как эта дама. Если вы тоже выжимаете сцепление при каждом торможении, то в этом виноват только ваш инструктор по вождению. Им, как правило, очень мешает, когда новичок забывает выжать сцепление при обычной остановке у светофора или у тротуара. Машина скачет и дергается. Инструктор решает эту задачу предельно просто: просит своего ученика выжимать сцепление при всяком нажатии на тормоз. Это грубейшая ошибка! При выжатом сцеплении автомобиль заметно теряет свою устойчивость. Кроме того, абсолютно невозможно тормозить двигателем. А именно этому стоит научиться. Любой грамотный водитель всегда, где это уместно, тормозит двигателем. Это полезно для самого двигателя, уменьшает износ тормозов и значительно увеличивает устойчивость автомобиля на дороге. Для того, чтобы овладеть этим приемом, необходимо освоить такое упражнение: двигайтесь на второй передаче со скоростью 30 км/ч, включая третью передачу и возвращая рычаг тут же снова на вторую. Главное - перед возвращением на вторую передачу (в тот момент, когда нажата педаль сцепления) прибавить газу. Иначе автомобиль дернется, а на скользкой дороге это приведет к проскальзыванию задних колес и вызовет занос. Отрепетируйте этот прием так, чтобы автомобиль вообще не дергался при переключении передач с высшей на низшую. Постепенно доведите скорость до 60 км/ч. Освоив это упражнение, попробуйте то же самое с переходом с четвертой на третью передачу уже в режиме обычного движения. Тренироваться надо, конечно же, на дороге с сухим покрытием. Если, переключив на низшую передачу, вы отпустите педаль газа, то начнется торможение двигателем. Оно уместно при подъезде к светофору, на спусках, при возникновении на дороге неясной ситуации, когда может потребоваться экстренное торможение. По старинке в таких случаях включали "нейтраль", и автомобиль шел в накат. На допотопных автомобилях в коробке не было синхронизаторов, что делало практически невозможным переключение на низшую передачу для торможения двигателем. С появлением синхронизаторов засевший глубоко в подкорке водителей стереотип езды в накат долго мешал избавиться от вредной привычки. Проблема отпала сама собой только со сменой поколений. Михаил ГОРБАЧЕВ (Продолжение следует)Еще о женском факторе на автомобильном рынкеМой добрый знакомый Анджей Добжыньский, один из ведущих автомобильных журналистов Польши, сделал недавно весьма любопытный прогноз. Автомобили популярных европейских марок, относящиеся к одному классу, все меньше отличаются по своим техническим и эксплуатационным характеристикам. И тогда из многих равных покупатель склонен выбирать то, что ему больше "к лицу". Ведь блондину, пишет пан Анджей, не идет красный автомобиль, а брюнету черный, толстяку - "Альфа-Ромео", а тощему - "Мерседес-600", даже если он ему по карману. Похоже, дилерам понадобятся аргументы из арсенала торговцев пиджаками и галстуками... Но если традиционные мужские критерии выбора - мощность, динамика и т. д. - мало-помалу теряют важность, то в ближайшие годы на европейском автомобильном рынке очень возрастет роль слабого пола. Кошельком мужа (партнера, друга) определяется класс машин, среди которых женщина может выбирать. И ее мнение, очень веское уже сегодня, имеет все шансы стать решающим.'Ты хорошо смотришься в этом джипе", - одной фразой спутница покупателя на моих глазах положила конец его колебаниям в салоне "Ленд-Ровера". А ведь речь шла о чисто мужском автомобиле! Стоит ли говорить, что покупка обычных легковых машин, особенно так называемых семейных и городских, тем более во многом зависит от женщин. Словом, жизнь заставит автопроизводителей, не говоря уже о дилерах, повернуться лицом к прекрасному полу. Я имею в виду не создание подчеркнуто женских машин - таких, как "Рено-Твинго", а учет женских вкусов и предпочтений. Игнорировать их не стоит уже сейчас. К примеру, на АвтоЗАЗе недоумевают, почему грузопассажирская "Таврия" ЗАЗ-11024 продается хуже, чем предполагалось. Салон у нее такой же, как в легковом варианте, грузовместимость больше. Практично ведь! Я провел небольшой опрос потенциальных покупателей, который подсказал, что виноваты металлические заглушки оконных проемов на уровне заднего сиденья. "Легковой" салон предполагает, что эта "Таврия" будет использоваться не только для перевозок груза, но и для семейных поездок. Дети, естественно, сядут сзади и... не смогут смотреть по сторонам. Какая мать согласится на такое? Так что тем производителям легковых автомобилей, которые проспят феминизацию рынка, грозят серьезные финансовые потрясения. "Чего хочет женщина, того хочет Бог" - и этим все сказано. Леонид САПОЖНИКОВЗА РУЛЕМ 8/96 47