108
Опыт эксплуатации__ ш __ __ВАЗ-21213Представляем читателям очередной отчет о потребительских испытаниях "Нивы" после пробега в 30 тысяч километров. Большая часть этих километров пришлась на весну и начало лета. Обычно раскисающие в эту пору загородные дороги ограничивают поездки на садовые участки, дачи и рыбалку, но для нашей "Нивы" препятствий почти не было. Именно там она оказывалась в своей стихии и проявляла вездеходные свойства. И если в городском потоке порой приходилось пропускать "самары" и некоторые "жигули", то на дорогах без асфальта "Нива" была единственной хозяйкой. Здесь забываются шумность шин и коробки, большой расход топлива. А возможность приехать в такую деревню, куда без трактора никто добраться не может, вселяет гордость и, что не менее важно, сохраняет нервы. К сожалению, на этот весенний пробег пришлась очень ранняя кончина левого переднего амортизатора - из него через верхний сальник стала сильно вытекать жидкость. Ощущалось это не только по колебанию кузова, но и по его положению - наклону на левых и правых поворотах. Заменили стандартные амортизаторы газонаполненными, фирмы "Плаза" в Санкт-Петербурге. Предварительно проверили их на стенде в лаборатории Е. Хвостова при автоцентре "Саратов-Лада", о которой уже писали (ЗР, 1995, № 12; 1996, № 1). Характеристики оказались вполне подходящими, что подтвердила и практика. Работают они пока безупречно: легко "глотают" выбоины на асфальте, ямки на грейдере, колебания кузова гасят почти сразу - после первого качка. Сколько Электрический пробой "бегунка" вследствие отсоединения провода от свечи.ж **«чпродлится такое счастье - покажет время. При последнем ТО, когда сняли крышку головки блока для проверки клапанных зазоров, увидели толстый-толстый слой (нет-нет, не шоколада) смолистых отложений на ее внутренней поверхности и на корпусе распредвала. Признаться, в "жигулевских" двигателях такое в старые времена можно было наблюдать, когда пользовались не "жигулевским" маслом (М6з/10Г1, М12ГИ и т. д.), а дешевыми "автолами" для грузовиков. Но я-то заливал в последний раз масло "Спектрол" отечественную марку, сертифицированную Госстандартом и разрешенную к применению ВАЗом. Стало быть, оно было поддельным - трудно ли наклеить чужую этикетку. Тем более, покупал его на рынке. Чтобы полнее сохранить у свежего масла (на этот раз купили "Тексако") его моющую присадку, не расходуя ее на удаление старых отложений, систему промыли специальным промывочным маслом, благо ныне оно есть в продаже. Одна неприятность произошла в движении по городу. Поскольку такое может случиться с каждым, расскажу об этом подробнее. Двигатель вдруг стал терять мощность, не тянул сначала на прямой, потом на низших передачах, работал с перебоями, потом совсем остановился. Казалось, нарушилась подача топлива - так это обычно проявляется. Снял крышку воздушного фильтра, несколько раз резко нажал на рычаг, открывающий дроссельную заслонку, и увидел струйку бензина из распылителя ускорительного насоса. Снова попробовал пустить двигатель - безрезультатно. Значит, надо смотреть систему зажигания (на машине оно электронное, бесконтактное). Вынул центральный провод из крышки распределителя, вставил стержень отвертки в наконечник провода и, держа отвертку за ручку, чтобы не ударило током, Пластина на сиденье сломалась.поднес его к массе (миллиметров на пять, больше нельзя - можно повредить коммутатор) и попросил прохожего включить стартер. Искра была. А есть ли она на свечах? Вставил провод на место и попутно поправил колпачки остальных - ближний к запасному колесу показался неплотно сидящим. Снял наконечник со свечи, вставил в него отвертку, поднес ее стержень к "массе" и опять включил стартер. Искра была слабой и нерегулярной. Выходит, энергия терялась при распределении по контактам в крышке и не доходила до свечей. Снял ее, протер изнутри, тщательно осмотрел - поверхность чистая. Трещин, по которым мог уходить ток, не обнаружил. Осмотрел ротор-"бегунок". Клей, закрывающий резистор, показался слегка обгоревшим возле контакта. Снял "бегунок" для осмотра изнутри и - пожалуйста: черная полоска под контактом показала место прогара пластмассы (фото 1). Здесь ток уходил на "массу" и только иногда возбуждал искру на свечах. Почему это произошло? Вероятнее всего, причиной стал тот провод, который слабо сидел в гнезде крышки, а виноват был я, когда, за десять минут до этого неаккуратно укладывая "запаску" на место, задел и вытащил немного провод. Возникало опасение, что пострадал и коммутатор. Я уже начал думать, из чего сделать электроизолирующую прокладку под "бегунок" - резины, пластика, изоленты, когда вспомнил, что неподалеку палатка-киоск, торгующая запчастями. Купил там новый "бегунок", поставил его и пустил двигатель с первой попытки. Он послушно принимал обороты и потом исправно работал коммутатор, слава Богу, был цел. Хорошо, что моя оплошность ограничилась недорогой деталью. Другая неисправность продолжает "серию", связанную с передними сиденьями. В предыдущий раз я уже отмечал, что хорошо задуманная конструкция выполнена скверно. Механизм, обеспечивающий передвижение сидений вперед при наклоне спинки (для посадки на заднее), уже давно действует коекак и то не всегда. Не раз мы пытались его наладить - безрезультатно. Нужны другие, точно изготовленные, а не грубо отштампованные детали. Теперь же лопнула пластина-петля, соединяющая спинку с подушкой (фото 2). Придется сваривать и усиливать накладками. Кстати, изготовлена она так, что сильно трется о подушку, протирая обивку. Подогнуть ее можно только с нагревом в хорошей кузнице - сталь толстая и, как ока-л! _ _ \_ __108ЗА РУЛЕМ 8/96