К НАЧАЛУ ВЕКА НОВЫЙ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД?дом переговоры. И это неправда, что "АвтоВАЗ" никого не интересует. Предприятие действующее, с огромным потенциалом. Уже можно сказать с уверенностью; есть зарубежные банки, готовые дать нам кредит. - А отдавать чем? Или собственность уплывет из рук нынешних акционеров будущим "стратегическим инвесторам"? - У нас подготовлены к постановке на производство "одиннадцатая", "двенадцатая" модели из семейства "десятки", а также новое семейство "Самара-2" и, наконец, "Нива-2123". Причем разносторонние испытания ее дали очень обнадеживающие результаты. В частности, недавно провели "крэштест", который показал, что "Нива" хорошо выдержала лобовой удар, а это для любой модели одно из самых ответственных испытаний. В соответствии с сегодняшними требованиями безопасности оно ведется по 12 параметрам. Мы уложились во все 12! * В Научно-техническом центре завода (ныне Департамент развития) форсируем поиск нетрадиционных технических решений. В частности, связанных с перспективной моделью ВАЗ-1119. Для нее решено использовать двигатель, который ставили на наши заднеприводные машины. Рабочий объем его увеличен до 2000 см 3 , применены два впускных клапана на каждый из четырех цилиндров. В результате имеем мотор мощностью 100 л. с. с приличным крутящим моментом. Устанавливая его на "девятнадцатую" модель, сократим затраты или хотя бы отодвинем их на более поздний срок. Кстати, очень неплохой автомобиль получился... Чтобы закончить с ответом на ваш вопрос, скажу: мы могли бы, имея средства, до 2001 года все наши новые модели поставить на конвейер Полностью заменить весь модельный ряд. Тогда, конечно, и прибыли станут другими, и долг инвесторам можно постепенно отдать. - Новые модели - это, конечно, замечательно. Но ведь они будут и дороже. Смотрите, как реагируют на "десятку": многих пугает ее цена. К сожалению, россияне не так еще богаты, как нам с вами хотелось бы. Не смогут покупать - и положение завода еще больше усложнится. - Во-первых, когда будем выпускать 120 тысяч "десяток" в год (планировали уже в 1998-м, но на это не хватает денег), машина станет заметно дешевле. И во-вторых. Мы заказали серьезное маркетинговое исследование и были приятно удивлены: люди готовы покупать и более дорогие машины не такое уж у нас бедное население. - И кто же он, владелец (или потенциальный владелец), скажем, "десятки"? Обладателя "четверки", например, я очень хорошо себе представляю: человек среднего возраста, семейный, с не очень высоким достатком, хозяйственный, имеющий дачный участок. Похоже? - Хозяин "десятки" ненамного отличается от него, автомобили-то одного класса. Но у ВАЗ-2110 повышенная комфортабельность, иная динамика, автомобиль более современный, более престижный. Поэтому его приобретет скорее деловой человек с чуть более высоким уровнем жизни, чем у владельца "четверки". - Но иу того, и у другого должен быть не слишком требовательный вкус: все-таки репутация вазовских автомобилей не очень-то... Многие, как купят, сразу вынуждены прикладывать руки. Нельзя ли "врожденные болезни" машин вылечить? Ведь иные модели выпускаются десятилетиями, покупатели хорошо знают их слабые места, но так все и остается. - Понимаете, сколько стоит заменить на 700 тысячах автомобилей какой-либо один-единственный болт? Только чтобы подготовить его производство, нужны солидные затраты. Не всегда можем такое себе позволить - мы же только что говорили о долгах завода. Хотя, конечно, делать это нужно, и мы стараемся улучшать машины, насколько возможно. - После того, как "АвтоВАЗ" представил своего стратегического партнера - "Джи-Эм", все стали с нетерпением ждать выпуска у нас "Опеля" нового поколения... - Уже в августе в НТЦ "АвтоВАЗа" поступят из Германии два автомобиля и начнутся активные работы по адаптации их к нашим условиям. Этих машин практически еще не видел никто, кроме самих разработчиков. Когда в Россию приехал премьер Финляндии, то для того, чтобы показать ему и нашему премьеру эту модель, предпринималось множество предосторожностей. Во дворе посольства поставили шатер (дабы из окон соседних домов никто ничего не увидел), и в нем узкому кругу высокопоставленных руководителей демонстрировали будущую модель "Опеля" настолько новую машину мы собираемся выпускать. Это очень реально, скоро в этом убедятся все. - И последний наш вопрос. Новость о реорганизации АО "АвтоВАЗ" уже перестала быть новостью. Выделение собственно производства из акционерного общества в самостоятельное юридическое лицо - шаг закономерный. Делится пропорционально собственность, делится задолженность, и АО "ВАЗ" (собственно завод) сможет самостоятельно вести дела на договорной основе с другими подразделениями АО "АвтоВАЗ", со сторонними организациями. Но если завод будет не передавать, а продавать дилерской сети "АвтоВАЗа" продукцию не вызовет ли это ее удорожания? Или, скажем, не решит ли новое АО "ВАЗ", что не нужно заказывать разработки у НТЦ?.. - Таких опасений нет. Ведь АО "ВАЗ" будет иметь с "АвтоВАЗом" договорные отношения. И это пойдет только на пользу: завод сам будет решать, что ему нужно для эффективной работы. Если окажется, что НТЦ предлагает свои разработки за слишком высокую цену или их качество не удовлетворяет требованиям ВАЗа, то он от них может отказаться. Надеюсь, этого не произойдет. Зато, скорее всего, будет сокращен управленческий персонал, возможно, меньше потребуется и специалистов в непроизводственной сфере. Изменения будут. В результате, по нашим подсчетам, реорганизация акционерного общества на 10-15% повысит эффективность его работы. Соответственно, увеличится прибыль, возрастут отчисления на развитие производства... И тогда до осуществления наших планов останется совсем немного. Беседу вела Елена ВАРШАВСКАЯЗА РУЛЕМ 8'97 13*•