152
153
AвтолюбителейIKJTTl ^ I SП ятьсотС ПРИЦЕПОМНадеемся, вы вырастили отменный урожай, знаете, как его собрать и сохранить (эти вопросы не входят в компетенцию "За рулем"), и теперь задача - доставить овощи-фрукты к месту потребления, то есть в город; возможно, еще придется возить вещи, стройматериалы и т. п. Конечно, если у вас грузовичок или хотя бы пикап, проблемы перевозки нет. У большинства же "Жигули", которые по необходимости превращаются в тяжеловоз. Доступных средств для этого два: багажник на крыше и прицеп. Их мы и решили сравнить - что и насколько лучше, удобнее, эффективнее? Прикинули, что средний груз, который приходится перевозить (см. начало статьи), - примерно 300 кг. Понятно, если вы везете мебель - масса будет меньше, но объем больше настолько, что выгоднее использовать грузовик. В принятые нами три сотни килограммов укладываются, по результатам опроса заядлых редакционных дачников, почти любые грузы. Но ведь есть еще и пассажиры - их, исходя опять-таки из осредненного показателя, решили брать на борт в количестве трех (плюс водитель). Автомобиль взяли самый обычный ВАЗ-21063, прикрепили на крышу багажник, подключили расходомер и отправились в Подмосковье, на фирму "Тонар", где нас ждал небольшой прицеп модели 8188 и груз (мешки с песком по 25-30 кг каждый). С ГРУЗОМ НА КРЫШЕ "Шестерка", по технической характеристике, может везти пять человек и 50 кг груза. При этом считается, что человек весит 70-75 кг. Но это в среднем - бывает больше, бывает меньше, поэтому лучше грузоподъемность машины рассчитывать, вычитая из ее полной массы снаряженную. Для большинства отечественных автомобилей получается 400 кг, включая дополнительное оборудование (см. таблицу). Где вы их разместите - в багажнике и салоне, на крыше ив салоне - неважно, лишь бы не превысить общей допустимой массы. При этом на верхнем багажнике обычно можно перевозить 50-60 кг, не больше - так сказано в инструкции к автомобилю (да ик багажнику). Помните об этом, когда грузите "на крышу" несколько мешков картошки! Прикинув приблизительный общий вес экипажа, мы решили дополнительно брать только 75-80 кг - еще одного "человека". В сумме общая нагрузка как раз получалась 400-410 кг. Груз частью разместили на верхнем багажнике (два мешка с песком по 25 кг каждый), частью - в штатном (третий мешок). 152 ЗА РЛМ 8/97 УЕ "...Значит, так. Картошки - четыре мешка килограмм по пятьдесят, морковка, свекла, кабачки - еще килограмм тридцать, яблок - сколько влезет, на старом хуторе наберем, плюс еще всяческая мелочевка, чесночок-лучок. Все увезем-до весны в овощной ходить не придется..." Да-да, читатель, мы тоже хорошо представляем себе сезонные заботы дачника. Помочь их разрешить взялись Антон ЧУЙКИН и Борис СИНЕЛЬНИКОВ.Садимся... Ого, как просела машина! Верхние полукружья задних шин совсем скрылись в колесных арках, брызговики скребут по дороге. Дорожный просвет, конечно, уменьшился, ход подвески - тоже, так что ехать придется очень осторожно. Тем более, что первый этап теста - "путь до шоссе" - проходит по разбитым асфальтовым и грунтовым дорогам, главной улице деревни и немного - по хорошему асфальту, то есть моделирует выезд дачника с участка на трассу. Постепенно к полной загрузке машины привыкаешь - вроде все как всегда, разгон на ухабах оценивать не приходится, едешь как на порожнем автомобиле. Бух! Вот тебе на: "шестерка" получает чувствительнейший удар снизу - а ведь раньше эта кочка легко проходила под днищем. Ладно, поедем еще медленней, объезжая опасные рытвины и ухабы. Через 25 минут это мучение заканчивается. Итог - пара контактов с грунтом (первый сильный удар пришелся на за ­ щиту двигателя, второй, легкий на порог, когда мы переваливали особенно вредную кочку); три "пробоя" подвески на выбоинах старой асфальтовой дороги (мырано решили, что можно разгоняться). К счастью, все это - без опасных последствий. Хотя, кто знает, какими они были, будь наша машина постарше. На данном этапе теста расход топлива составил 8,52 л/100 км при средней скорости 28,8 км/ч. Теперь - движение по шоссе. Нам предстоит проехать 20 км, изображая дачников, возвращающихся в город. Скорость ограничена 70 км/ч - дело в том, что с прицепом быстрее ехать нельзя (так говорят Правила), значит, для корректного сравненияПри полной нагрузке задние колеса спрятались в арки: дорожный просвет - минимальный. Лвтолюбителейрасходов топлива приходится и сейчас двигаться не слишком быстро. Дорога пустая, и мы почти все время идем на разрешенной "максималке". У тяжелогруженой "шестерки" прыти поубавилось, разгон даже до 70 км/ч дается труднее, чем на пустой машине, а счетчик расходомера при ускорениях не просто тикает, а даже трещит - очевидно, в карбюраторе работают обе камеры и бензин "льется струей". Расход, однако, получился не слишком большим - 8,68 л/100 км при средней скорости 60 км/ч. Обычно на крыше возят более объемную поклажу - ящики, что-то из мебели, бочки, иногда даже холодильники, - что заметно увеличивает аэродинамическое сопротивление автомобиля, а значит, и расход топлива. Известно, что груженый верхний багажник "разоряет" владельца на дополнительные 30% топлива (пустой, кстати, тоже увеличивает расход бензина - до 6%). А прицеп? Возвращаемся на "базу" - предприятие 'Тонар" - и продолжаем наш эксперимент. придерживает машину за хвост, а потом подталкивает вперед. На всякий случай решили проверить, не сместился ли груз и не слишком ли давит прицеп на "крюк" автомобиля. Нагрузку на фаркоп машины легко проверить рукой, приподнимая (при открытом, естественно, замке сцепного устройства) дышло прицепа. Вес, приходящийся на руку, должен быть 15-25 кг - то есть вы должны без особых усилий покачать прицеп. Что мы и сделали - можно двигаться дальше. Природу толчков, которыми прицеп награждает автомобиль на неровной дороге, можно объяснить: когда машина переваливается через ухаб, прицеп только начинает взбираться на него и подтормаживает тягач. Потом, скатываясь, он подталкивает машину и т. д. Чем ровнее дорога, тем меньше толчков. Первый участок мы проехали даже быстрее, чем с грузом на верхнем багажнике (сказался увеличившийся дорожный просвет): средняя скорость - 31,3 км/ч. Топлива сожгли больше - расход составил 10 л/100 км. Напомним, что груз был в четыре раза тяжелее - вместо 75 кг - 300. Выезжаем на шоссе. При разгоне вновь проявляются слабые толчки в продольном направлении: выжал сцепление, чтобы переключить передачу, а тяжелый прицеп в это время накатился сзади и подтолкнул. К этому быстро привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Разгон стал еще более "тугим" - какникак "лишних" пятьсот килограммов за спиной. (Помните об этом при обгонах, когда потеря привычной динамичности автомобиля может стать опасной). И, конечно, не забывайте, что вы за рулем пусть маленького, но автопоезда, которому места для маневра требуется больше, чем "одиночке". Попробуем потормозить. Чтобы получить такое же замедление (по ощущениям), как для одного автомобиля, на тормоз приходится жать посильнее - но не настолько, чтобы это могло испугать. Замеров тормозного пути при экстренном торможении мы не проводили - для этого требуется специальные методика, аппаратура и дорога. Поверим специалистам "Тонара": вся их продукция укладывается в требования ГОСТов и Правил дорожного движения, то есть увеличивает тормозной путь автомобиля в допустимых пределах. Еще пара замечаний о торможении с прицепом. Будьте особенно внимательны на скользкой дороге, где прицеп при интенсивном замедлении вряд ли точно повторит траекторию автомобиля - ваш автопоезд может "сложиться". И после резкого торможения проверьте, не сместился ли груз в кузове прицепа к передней стенке, нагружая "крюк" машины. Второй этап завершен. Вот его результаты: средняя скорость - 60 км/ч, расход топлива - 10,12 л/100 км и главный вывод водителя - с прицепом ехать не сложнее, чем без оного, если... не забывать о нем. Первый этап теста: грунтовая дорога. На крыше - 50 кг.1К ЛЛ\ V ISБОЛЬШЕ - НЕЛЬЗЯ! Цепляя к автомобилю прицеп, не рассчитывайте, что сможете перевезти сразу тонну. Во-первых, чтобы вести автомобиль с прицепом, максимальная Этим прибором точно измеряем расход топлива. масса которого больше 750 кг, нужна "открытая" категория "Е" в "правах" ("Комментарий к Правилам дорожного движе ­ ния...", М.: Издательство "За рулем", 1996). Во-вторых, в Правилах (п. 23.1) сказано, что "масса перевозимого груза... не должна превышать величины, установленной предприятием-изготовителем для данного транспортного средства". Какие прицепы можно буксировать отечественными ав ­ томобилями - приведено в таблице, составленной по "Краткому автомобильному справочнику" (в обиходе его называют "нииатовский"). Руководствуясь им, мы за ­ грузили небольшой прицеп собственной массой 200 кг мешками с песком, "тянувшими" еще на 300 кг. Больше - нельзя: прицеп не оборудован тормозами. Тот же экипаж рассаживается по местам, и "шестерка" трогается в путь. Она полегчала на 75 кг и приподнялась над дорогой. Со стороны машина уже не выглядит перегруженной, а уж прицеп - и подавно (с более тяжелыми "тягачами" на нем можно возить и 400 кг). Едем вновь по первому маршруту. Давешнюю кочку снова пускаем между колес и... легко, не задев, проезжаем над ней. Можно двигаться смелее и быстрее. Прицеп дает о себе знать легкими толчками - как будто временами кто-тоЗА РУЛЕМ 8/97153