110
111
СПОРТЗЮМИЬШРОССИЙСКИЕ БОЛЕЛЬЩИКИ ОБ АВТОГОНКАХВсех, кто бывает на автомобильных гонках, можно четко разделить на три основные группы: ор^^^^^^^"~" ганизаторы, участники и зрители. При этом первые две в общем-то работают на третью. Зрители же - своего рода эксперты, они оценивают действия и организаторов, и спортсменов. Но вот мнение их о том или ином событии на трассах, соревновании в целом и автоспорте вообще почему-то мало кого интересует. Посмотрите телевизионные репортажи, почитайте газетные отчеты о спортивных встречах слово всегда предоставляют гонщикам (так это и должно быть), владельцам команд, судьям, спонсорам - кому угодно, только не болельщикам. Вопиющей несправедливости в этом, быть может, и нет, но мы все-таки попытались "нарушить порядок вещей", а заодно узнать, о чем думают российские поклонники автоспорта, число которых растет не по дням - по часам. Мы беседовали с ними в разных городах, на разных соревнованиях. вольствием посмотрел бы другие соревнования, почему не поехать - они же всегда по выходным. Да вот только как узнать. куда и когда приезжать". Сергей Феоктистов (32 года, Рязань, подписчик ЗР): "Я сам профессиональный водитель, но то, что творят спортсмены на трассе, меня просто восхищает. Особенно нравится, когда гонка быстрая и "чистая", без столкновений и мятого железа. Ходим с женой и сыном на все наши рязанские кроссы, кроме зимнего - холодно. Комментатора обычно не слышно, но можно сориентироваться по надписям на машинах, а вообще давно пора какие-нибудь программки продавать. Грузовики разных классов различаю - нет проблем, а вот, например, багги для меня - темный лес. С удо-не за час-полтора. Я ничего в них не понимала и хотела только, чтобы побыстрее все кончилось. Теперь уже я постоянно подбиваю его махнуть куда-нибудь подальше. Зимой чуть не поссорились - не желал ехать в Новгород. Мечтаю посмотреть хороший кросс, лучше всего на 110 ЗРЛМ89А УЕ 7грузовиках и багги, а то у нас в Питере - сплошные легковушки. Имена спортсменов, названия команд, технические характеристики автомобилей меня мало волнуют. Самое лучшее в автоспорте - борьба и динамика. А вот формулу 1 не люблю она какая-то ненатуральная". *\(я* #*'.- .SP§sДисциплина - прежде всего Тонкая веревочка сдерживает даже самые бурные эмоции.Олег Чолобов (41 год, Лахденпохья, Карелия): "Ралли "Белые ночи" проводят у нас второй год, и я теперь, можно сказать, зритель со стажем. Слово "болельщик" ко мне еще не подходит, потому что слабо разбираюсь в происходящем. Даже со списком участников (спасибо организаторам, этот документ доступен всем желающим) в руках. Ведь ралли довольно сложная штука: иногда кажется, вот этот гонщик едет быстрее всех, а выиграл, как выясняется позже, другой. Хотелось бы получше разобраться в правилах, да кто поможет? А кроме того, побывать можно всего на одном-двух скоростных участках - все дороги в районе перекрыты, никуда не доберешься.И никакой информации о машинах, хотя бы самой простой объем двигателя, мощность. Иномарок же полно! Поехал бы я смотреть гонку в другой город? Пожалуй, нет..." Алексей Мечинский (26 лет, Москва): "С тех пор. как на Воробьевых горах начали проводить "кольцо", я пропустил только одно соревнование. Формула 1, конечно, интересна, но чудовищно далека от нас (хотя купил недавно антенну и смотрю все Гран-при). А здесь могу к любому гонщику подойти и даже поговорить с ним класс! Не хватает только "бегущей строки" как в телевизоре, чтобы вовремя узнавать, кто прошел лучший круг. Пресса же сильно отстает от жизни. Один раз ездил на "кольцо" в Петербург. В Дмитрове пока не был. Там, говорят, простым смертным делать нечего - плохие условия для зрителей. Было бы здорово, если бы телевидение показывало все наши кольцевые гонки полностью, а не по десять минут в месяц". Анатолий Масленков (38 лет, Пенза, читатель ЗР): "Нанаши зимние трековые гонки хожу еще с советских времен. Осенью жду не дождусь, когда выпадет снег - скорей бы на-| чался сезон. Слышал, в Нижнем Ломове (100 км от Пензы) летом проводят кросс, собираюсь туда съездить, но боюсь, что там буду чувствовать себя полным "чайником". Здесь яи гонщиков хорошо знаю - из года в год, в общемто, одни и те же приезжают, и очки могу подсчитать по ходу заездов. А там - неизвестность. К более дальним поездкам наша страна, к сожалению, не располагает".Разумеется, полной картины у нас не получилось, да и не могло получиться, но кое-какие обобщения сделать можно. Наш болельщик - домосед поневоле. Первое, что мешает россиянам посещать гонки более активно, - острый недостаток информации. Второе - размеры страны. Думается, первая помеха скоро исчезнет. Во всяком случае, к этому идет - газеты, журналы и телевидение все больше внимания уделяют автоспорту. Что же касается страны, то она, наверняка, станет ощутимо "меньше" лишь тогда, когда появятся в ней отличные дороги, отличные машины и безукоризненный сервис. Беседовал со зрителями Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Андрея Клещева ("АМС-Автомотоспорт")ЗА РУЛЕМ 8/97111