136
137
(воимиАлами"ФОЛЬКСВАГЕН": МЕНЯЕМ МАСЛОСЪЕМНЫЕ КОЛПАЧКИЭту работу выполняем на двигателе "Пассата" 1989 года выпуска. Краткая характеристика мотора: четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, рабочим объемом 1,8 л, восьмиклапанный, с гидротолкателями клапанов, одноточечным впрыском "Бош МоноДжетроник". Серия двигателя - RP. Подобные моторы ставили на "Гольф", "Джетту", "Венто" и "Ауди-80". Впрочем, схема замены колпачков одинакова для всех бензиновых моторов "Фольксваген" (в том числе пятицилиндровых) с двумя клапанами на цилиндр, выпущенных с середины 70-х до середины 90-х годов, причем как с гидротолкателями, так и без них (на последних необходима дополнительная регулировка "клапанных" зазоров). Замену колпачков приходится выполнять, когда изношены их рабочие кромки, а материал уже потерял эластичность. Из-за этого моторное масло устремляется в цилиндры по стержням клапанов. Повышенный расход его, шлейф дыма за автомобилем (особенно при перегазовках) - признак этого дефекта. Из специального инструмента необходимы рассухариватель клапанов для мотора "Самары" (его можно легко сделать из обычного "жигулевского"), съемник колпачков и оправка для их установки. Съемник вполне заменят "жигулевские" плоскогубцы со сточенными губками, а оправку - высокая головка "на 12". Итак, отсоединяем от крышки головки цилиндров шланг вентиляции картера (фото 1, указан желтой стрелкой), слегка ослабив затяжку его хомута. Отсоединяем от корпуса воздушного фильтра воздуховод (фото 1, указан зеленой стрелкой), отсоединяем колодку проводов от форсунки (фото 1, указана красной стрелкой). Ключом "на 10" отворачиваем три болта крышки корпуса дроссельной заслонки, слегка приподнимаем и со стороны моторного щита аккуратно отсоединяем от крышки еще два вакуумных шланга (фото 2), отжав защелку (фото 2, указана стрелкой). Снимаем с наконечника оболочки троса газа резиновый колпачок, вынимаем оболочку из резинового уплотняющего кольца и затем вверх из кронштейна - трос вместе с этим кольцом (фото 3). Отстегиваем защелку троса (фото 4, указана стрелкой) на секторе привода дроссельной заслонки и вытягиваем оттуда трос газа. Отстегиваем за ­ щелки на крышке зубчатого ремня и вынимаем ее (фото 5). Отворачиваем торцевым ключом "на 10" восемь гаек крепления крышки головки цилиндров (фото 6). Снимаем со шпилек два "массовых" провода, кронЗА РУЛЕМ 6V97Гэ ]\вК: .*ЬгЧ. е|к^|УVI*>-MM»I GOHMHGAQMHштейны топливопроводов и заднюю крышку зубчатого ремня. Аккуратно поддеваем клапанную крышку отверткой, снимаем ее с мотора, а за ней и пластмассовый маслоотражающий экран (фото 7). Вынимаем резиновое уплотнение клапанной крышки из корпуса опоры распредвала (фото 8). Застопорив зубчатый шкив ремня подхоВнутрь трубки-ключа закладываем тряпицу, дящимстержнем,ключом "на 19" немного отплотно прижимаем его к тарелке клапана и ворачиваем болт крепления шкива к распредмолотком наносим два-три резких удара. Пружины сожмутся, сухари выскочат, а тряпивалу (фото 9). Выворачиваем все свечи зажигания. Поца их поймает. Выполнять такую операцию ворачиваем колеса вправо до упора. Через следует весьма осторожно и аккуратно. Вонишу правого колеса накидываем на болт копервых, чтобы не повредить поверхность "коленчатого вала торцевую 12-гранную головку лодцев" гидротолкателей, во-вторых, важно "на 19". Рычагом с двумя удлинителями вращаем коленчатый вал (а вместе с ним и распределительный) за этот болт до совпадения метки на шкиве распредвала (на задней стороне) с торцем (срезом) верхней части на задней металлической крышке зубчатого ремня. Проверяем это по совмещению меток в лючке картера сцепления (он закрыт резиновой заглушкой). При необходимости корректируем положение коленвала. В этом положении поршень первого цилиндра должен быть в верхней мертвой точке, а клапаны закрыты - конец такта сжатия. (Более подробно об операции совмещения меток рассказано в ЗР, 1997, №5.) Ключом (головкой) "на 15" отворачиваем немного гайку натяжного ролика зубчатого ремня (фото 10) и аккуратно стаскиваем его со шкива распредвала. Внимание! Посветив фонариком в отверстие, где находится зубчатый шкив вала, вращающего распределитель зажигания, делаем отверткой метку между зубьями этого шкива и запоминаем его положение относительно кожуха (фото 11, направление к шкиву указанострелкой).Это необходимо при обратной установке и натяжении ремня - ведь он может перескочить на зубдругой, и тогда зажигание "собьется". Отворачиваем до конца болт распредвала. Молотком, через деревянный брусок аккуратно сбиваем с распредвала шкив (фото 12). Осторожно отворачиваем торцевым ключом "на 13" гайки опор распределительного вала (фото 13, стрелками указаны только четыре гайки внутренних опор). Эту операцию следует выполнять в четыре приема, чтобы вал не перекосился и не сломал свои опоры. Чтобы не перепутать крышки (опоры), обратите внимание на их номера (фото 13). Переворачивать (при монтаже) крышки на 180° нельзя. Достаем переднюю опору и снимаем сальник переднего носка распредвала (фото 14), затем все остальные опоры. Вынимаем распредвал (фото 15). Достаем пальцами гидротолкатели клапанов (фото 16) и раскладываем их на столе в соответствии с нумерацией цилиндров, чтобы не перепутать при обратной сборке. Вначале меняем колпачки только на клапанах первого и четвертого цилиндров. Их поршни находятся вверху, поэтому "освободившиеся" от пружин клапаны не упадут внутрь, а упрутся в днища поршней. Навернув гайку на шпильку опоры, цепляем за нее рассухариватель и, надавив его рычаг, сжимаем пружины клапана, достаем магнитом или пинцетом сухари (фото 17). "Рассухарить" клапаны можно и без приспособления - обычным свечным ключом. З РЛМ 89 137 АУЕ /7