170
Лвтолюбителейметрию" - и своими кромками грызут друг друга, а потому шумят. Сосед моментально включил электроточило и спилил на кромках зубьев фаски миллиметра по три шириной. Снова машину собрали - и вновь старый скрежет на ходу остался без изменения! - А редуктор небось "запел" по-новому! - Ну, естественно... Тем более, что к этому этапу сосед подготовился основательнее и где-то приобрел медицинский стетоскоп. С его помощью редуктор и "слушали". И чем больше слушали, тем страшнее было даже самым заядлым знатокам: оказывается, в редукторе столько всяких шумов! А что считать нормой, кто знает? Словом, редуктор он загубил, пришлось покупать новый. Собрал мост, поднял колеса, пустил мотор... И этот - А ты говорил - редуктор... - Невнимательно слушаешь. Мучились-то с редуктором, а скрежет был как бы сам по себе... Вот "слухач" его и локализовал. Сосед ушам своим не поверил - ведь недавно менял смазку в подшипниках, тщательно отрегулировал в них зазоры, да и машина эта у него далеко не первая, "чайником" его не назовешь. После разборки выяснилось: на беговой дорожке внутреннего кольца подшипника 6-7805У металл "задрался", как доска под тупым рубанком, кольцо провернулось в ступице. Посадка, естественно, нарушилась: тут же должен быть натяг до 0,038 миллиметра... А его, видать, не стало. Вот и слышал сосед непонятный шум. В какую сумму вылилась вся эта эпопея, подсчитайте сами: полуоси, редуктор, подшипник... Правда, работал "мастер" сам, то есть бесплатно. - Хорошо еще, что так дело кончилось. Могло быть куда хуже, если бы подшипник однажды полностью заклинило... - Да, уж сколько раз говорили: с шумами в автомобиле обходиться надо деликатно. Они, особенно внутри салона, распространяются самыми разными путями, и ничего не стоит ошибиться в определении источника. Вот многие и бьют себя кулаком в грудь - "шумит выжимной!" или "стучит клапан!" А разберут узел - ничего подобного! - У меня вот так однажды "коробка кончилась"... Ехал по полю в прошлогодней траве - и вдруг застучало под машиной, да так, что я аж похолодел: к о ­ робка!.. Чтобы удостовериться, подъехал к ближайшей эстакаде возле шоссе, поднялся на нее... Оказалось, просто кусок толстого сухого стебля застрял в переднем карданном шарнире и так удачно, что при вращении шарнира упруго щелкал по тоннелю! И мне - стервец! - жизнь сократил минимум на год! *истVIES- A-a, еще один "жигулист"! Заходи, послушай, что Вася рассказывает! Тебе должно быть интересно. На чем тебя прервали, Вася? - Так вот, у моего соседа в "семерке" с пробегом тысяч под двадцать на прямом шоссе однажды что-то здорово заскрежетало, причем при повороте влево - как будто даже еще сильнее... Жуть! Сосед, понятно, напрягся, вспотел... - А кто бы тут не напрягся! - Я бы тоже струхнул, пожалуй. Сосед, когда вспотел, прямо на ходу стал разные книжки вспоминать. Припомнил, что в заднем мосту какие-то детали так себя ведут при износе, сопоставил это с наблюдениями и пришел к неутешительному выводу: редуктору - к о ­ нец... Там разные шестерни, шлицы, подшипники - есть чему заскрежетать! А звук - вот он, точно идет оттуда, сзади!.. - Ой, да на этом кто только не "прокалывался"! Кажется, звук отсюда, а на самом деле... Помню, еду я как-то - еще на "Запорожце" - и вдруг слышу нарастающий гул. Хотел уже остановиться и выяснить причину, но тут догнал какой-то грузовик и понял - это он гудит! Дорогато в гору шла... - А мой сосед проверил масло в редукторе, потом заехал на эстакаду, вывесил колеса, при включенной передаче пустил мотор и нырнул под машину слушать! Да, шумит, стервец!.. И побежал покупать новые полуоси - показалось, виноваты они. Заменил, прокатился... А шум тот же. Никакого улучшения. - А с чем он сравнивал, с каким "эталоном"? Редукторы же все так или иначе шумят бесшумных не бывает. Соображать надо! 170 ЗРЛМ №7 А УЕ- То-то и оно, что ни с чем не сравнивал. Послушал, испугался. И по совету каких-то знатоков снял редуктор, разобрал... Ничего криминального! Разве что показалось, будто ось са-*"Доработанные" горе-мастером шестерни дифференциала.. ...и "закерненные" отверстия под ось сателлитов. Редуктор загублен а дело-то было совсем не в нем. теллитов слишком свободно сидит в отверстиях коробки дифференциала. Попытался улучшить посадку оси, "прокернив" поверхности отверстий. Это якобы обеспечит нужный натяг. Собрали редуктор, сунули в машину, задрали колеса, завели мотор... Ничего в редукторе не изменилось. А на ходу - все тот же скрежет. Снова машина на эстакаде. Редуктор - долой, вокруг - консилиум: от того, кто что-то в "железках" соображает, до того, кто соображает только "на троих"... И вот результат: решили, что шестерни имеют "не ту георедуктор не лучше старого! А на ходу... Черт возьми, все тот же хорошо знакомый скрежет. Ну, что бы вы стали делать? Наконец, кто-то из "мастеров" надоумил - давайте, говорит, слушать машину на ходу. Для начала посадили человека в багажник, прикрыли крышку и вперед. Ничего не выявили. Тогда, представьте, сняли капот моторного отсека - и "слухач" водрузился туда. Прокатились по улице (хорошо, что на ГАИ не наткнулись!), "слухач" принимал то одну опасную позу, то другую. И услышал: скрежетало... правое переднее колесо!•*