147
йоимиУгламиА ЭЛЕКТРОНИКА НИ ПРИ ЧЕМКонтрольная лампа антиблокировочной системы тормозов периодически (при пуске) вспыхивает на панели приборов практически всех "мерседесов". Вспыхивает кратковременно - на 6-10 секунд при включении зажигания, а затем гаснет, подтверждая работоспособность системы. Но, предположим, лампа загорелась во время движения, да еще и не гаснет. Можно, конечно, не отреагировать на это - при отказе АБС машина без тормозов не останется. Вот только тормозить она станет совсем иначе, неожиданно срываясь в занос, что может иметь и печальный исход. Так что "желтый сигнал" в данном случае - повод для остановки и выяснения причины. Иногда она кроется вовсе не в неисправности самой системы. Вспомните, какие шины на передних и задних колесах вашей машины. Ну да, конечно, на зиму вы поставили назад "шиповки", а они оказались немного большего диаметра, чем те, что остались на передней оси. Разница в диаметрах колес (вернее, в скоростях их вращения на некоторых режимах езды) вполне может вызвать "реакцию" лампочки. Другой случай - машина уже минут десять беспомощно буксует в снегу. Вам, конечно, не до того - но будьте уверены: желтый "глаз" АБС сверкает вовсю! Включить его может также неисправный выключатель задних тормозных огней... Но во всех этих случаях лампа горит кратковременно или вспыхивает периодически. Если же она не гаснет вовсе, это означает, что система отключилась. Привыкать ли к обычным тормозам или попытаться восстановить ее работу - каждый решает для себя. Мы предпочли бы второе - все-таки АБС существенно повышает безопасность автомобиля. Сразу хотим успокоить тех, кто опасается крупных финансовых трат. Дорогостоящий блок АБС выходит из строя крайне редко, так как надежно защищен специальным реле, которое (на "мерседесах") стоит на страже многих ответственных электронных цепей. Намного чаще виновниками неполадок становятся датчики (сенсоры), установленные вблизи вращающихся деталей ступицы. Итак, начнем с передних колес. Снимаем датчик (рис. 1), тщательно очищаем его от грязи и металлических опилок и промываем керосином или уайт-спиритом. Сквозь гнездо сенсора взглянем на нанесенные на ступицу колеса зубчики: по ним датчик определяет обороты колеса. Если они забиты 1 грязью, то не стоит удивляться тому, что датчик "сбивается со счета" и система откаБывает, что восхищение приобретенной иномаркой быстро сменяется разочарованием, когда владелец сталкивается с какой-либо неисправностью: машина так напичкана электроникой, что не подступиться. Даже видавшие виды технари разводят руками. А на фирменном автосервисе за один лишь "приговор": "Полетел электронный блок" - уже приходится раскошелиться по-крупному, цена же самого блока исчисляется порой тысячами долларов. Впрочем, как это ни парадоксально, можно и самому справиться с диагностикой. На примере АБС автомобилей "Мерседес" это продемонстрирует Михаил ГОРБАЧЕВ.зывает. Очищаем зубчики и повторяем операции с сенсором второго переднего колеса, а также датчиком, установленным в задней передаче. Рис. 1. Датчик АБС в передней ступице автомобиля "Мерседес": 1 - тормозной диск: 2 - ступица: 3-тормозной щит; 4 - крепежный болт кронштейна датчика АБС; 5 - датчик; 6 - поворотный кулак.100 мВ. Не отвечающий этим параметрам сенсор требует замены, хотя чаще причиной отказа становится грязь в узле или... чрезмерный люфт изношенных подшипников передней ступицы. Но вот сенсоры очищены и, как выяснилось, работоспособны - а лампочка по-прежнему горит. Не исключено, что сработало реле защиты электронных цепей от недопустимых колебаний напряжения в бортовой сети автомобиля (см. фото). В этом случае, кстати, и двигатель будет плохо пускаться и неустойчиво работать на холостом ходу. Впору подозревать выход из строя "самого главного" электронного блока, а причина, между тем, проста: аккумулятор разрядился до 10,5 В или, наоборот, произошел сильный "всплеск" напряжения, скажем, при "прикуривании" (понятно, в чем его опасность для насыщенных электроникой машин?).Разыскать реле защиты нетрудно: на "мерседесах" оно скрыто позади аккумулятора под пластмассовым щитком. На алюминиевом корпусе реле есть красная окантовка и прозрачная пластмассовая крышечка, под которой Рис. 2. Разрез датчика АБС: 1 - обмотка; находятся один или два предохра2 - сердечник датчика; 3 - зубчики на ступице нителя (скорее всего - перегоревколеса; 4 - провода к блоку управления. ших). Замените их и... ...И вполне может статься, что ничего Проверим теперь электрические параметры датчиков (рис. 2). Передние (при отне изменится. Возможно, нестабильное насоединенных штекерах питания) должны пряжение вывело из строя само реле. Проиметь внутреннее сопротивление 1,1-2,3 верить его работоспособность нетрудно, кОм, задний - 0,6-1,6 кОм. Раскрутив что воспользовавшись простейшим тестером. есть силы вывешенное колесо, замеряем Отсоединяем 25-полюсный разъем от электестером переменное напряжение, которое тронного блока, расположенного рядом с возникает в обмотке сенсора (его разрез пореле, и измеряем напряжение между клемказан на рис. 2), - оно должно быть не менее мами 1и2 разъема (не блока!). Если напря3A РЛМ 8/97 147 УЕ