РЫНОКДенег на новую машину явно недоставало. Даже подержанную можно было выбрать не первой свежести. Но день, проведенный на рынке, прошел не зря - я присмотрел реэкспортного "жигуленка" из Германии. "Семерке" цвета вишни было от роду всего два года. "Наворотов" на ней, к сожалению, хватало: люк в крыше, магнитола "Пионер", роскошная антенна, электростеклоподъемники, зеркала заднего вида с электроприводом, все стекла заводской бледно-голубой тонировки (включая ветровое) с надписью FIAT на каждом. Все это мне, вроде бы, ни к чему, а денег стоило. Единственное, за что имело смысл доплатить - сигнализация "Сирио-777". К достоинствам машины смело можно было отнести пятиступенчатую коробку передач и прекрасно сохранившийся кузов. Мелкие царапины и трещина ветрового стекла имели место, но следов аварии я не обнаружил. И главное преимущество - цена. Перегонщики отчаялись продать машину и просили... $4000. Все потому, что у машины был "убитый" двигатель. Он беззастенчиво извергал сизый и черный дым, а на холостых оборотах дергался в конвульсиях и глох. Перегонщики - ребята молодые, горячие подвергся ревизии с разборкой, я решил немного его "модернизировать". Вместо пневмопривода вторичной заслонки установил изготовленный на заводе рычаг, похожий на те, которые ставили на ранние ВАЗы. Из старых запасов был извлечен и водружен "троечный" распылитель ускорительного насоса с увеличенным сечением (0,5 мм). Конечно, все переделки неизбежно должны были привести к повышению расхода топлива. Но оно, рассуждал я (и это потом подтвердилось), будет очень незначительным, поскольку все системы, которые подверглись моему вмешательству, работают только при резком нажатии на акселератор. Чуть больше топлива выбросит ускорительный насос, чуть раньше откроется вторичная камера, зато приемистость должна возрасти ощутимо. И, кроме того, имея механический привод вторичной заслонки, можно просушить залитые свечи стартером, нажав до упора на педаль газа. Все же двигатель не тянул и дымил жирно-сизым. Масло угорало. Компрессия в трех цилиндрах - около 10,5 с небольшим разбросом, а вот в четвертом - 9. Кроме то-Он нашел себе место под магнитолой. На двигатель был установлен "шестерочный" тройник, на котором и разместились оба датчика: штатный (контрольной лампы давления масла) и вновь установленный, для стрелочного прибора. После обкатки, пройденной по всем правилам, машину стало просто не узнать. Мало того, что исчез дым, характер ее полностью изменился. Ощущения самые благоприятные. Прежде всего впечатляет динамика. "Семерка" резко разгоняется не только с места, но ив диапазоне 70-100 км/ч и даже выше. Кроме£ "УВИТЫМ" ДВИШЕЯЕМ- явно торопились сбыть свой товар. После пробной поездки цену удалось сбить еще на $200. Мол, сзади у вас, ребята, что-то брякает (наверно, амортизатор), приемник в магнитоле молчит, один стеклоподъемник не работает, аккумулятор совсем дохлый. Продавцы не стали долго спорить и мы ударили по рукам. В тот же вечер "семерка" поселилась в моем гараже. Первая же ревизия подтвердила догадки: все неисправности простейшие. Приемник не работал по той лишь причине, что кабеля у антенны попросту не было; сзади брякал сорвавшийся с одного крепления глушитель; у стеклоподъемника отпал проводок. Перегонщики были полнейшими дилетантами, если не смогли устранить такие мелкие неполадки. Аккумулятор пришлось купить новый, тут уж ничего не поделаешь. Ветровое стекло - тоже. А вот с двигателем пришлось повозиться. Электронный ЭПХХ карбюратора был с негодованием выброшен вместе с трехходовым электроклапаном, а на его место водружен обыкновенный. Однако двигатель не реагировал на попытки отрегулировать холостой ход. После разборки карбюратора выяснилось, что был перекошен игольчатый клапан, и бензин лился рекой. После замены клапана, чистки и регулировки карбюратора холостой ход удалось выставить. Черный чад пропал. Поскольку карбюратор 96 ЗРЛМ 8/97 А УЕ го, свеча четвертого цилиндра выглядела так, будто он вообще не работал. Пришлось делать "вскрытие". И что же оно показало? Четвертый цилиндр был покрыт густым жирным слоем нагара - он действительно не работал. Очевидно, двигатель однажды перегрели, и кольца "залегли" Очищенное зеркало цилиндра оказалось в превосходном состоянии, без рисок, царапин и т. п. Поршень тоже выглядел молодцом. Значит, только кольца. Новые кольца (диаметром 82 мм, "лапша") были куплены на рынке. Заодно поменял клапаны и, естественно, маслоотражательные колпачки (последние купил в магазине "Опель" - они хоть и намного дороже, но служат надежно и долго). Вкладыши и коленвал остались родные - следов износа на них выявить не удалось. На весь ремонт поршневой группы ушло два вечера. Последнее, что необходимо было сделать, - поменять передние тормозные колодки и сальник заднего моста. При замене сальника мне пришла в голову мысль заменить и главную передачу, которая нашлась опять же в старых запасах. Передаточное число - 4,44 вместо 3,9 у штатной. Естественно, чтобы не искажать показания спидометра, понадобилось заменить и его привод, что совсем нетрудно. Внутри салона появилось только одно нововведение - указатель давления масла. того, у нее появилась завидная эластичность, благодаря не столько двигателю 1700 см 3 , сколько новой главной передаче. Так уж получилось, что, когда я однажды резко взял от светофора, меня догнал владелец "девятки" и выразил желание поговорить. Оказывается, его восхитила динамика. Опуская подробности, скажу, чем кончилось дело. Я продал ему "семерку" (с финансами было тогда совсем скверно) за неплохую цену-$6800. Вот и получилось, что мои затраты составили (в долларах): автомобиль - 3800, аккумулятор - 40, стекло ветровое - 48, игольчатый клапан - 2, комплект прокладок - 6, маслоотражатели - 1 4 , датчик давления масла - 1 0 , указатель давления масла - 1 0 , комплект клапанов - 70, комплект колец - 60, привод спидометра - 5. Всего - $4065. Мой выигрыш или, если угодно, прибыль - $2735 без учета расходов на переоформление. Трудозатраты - шесть вечеров, или около 30 часов. В том числе 9-10 часов на поршневую группу, 4 - на переборку карбюратора, 8-9 - на ковыряние в коробке (привод спидометра) и в заднем мосту (главная передача), остальное - на всякую мелочь. А на днях я снова купил себе "семерку". Тоже двухлетку и тоже с 'Убитым" двигателем... Аркадий КОЗЛОВ*