142
GOHMHG оимишамиДВУХРЯДНЫЕ ШАРИКОВЫЕ: ТАКИЕ ЛИ ВЕЧНЫЕ?К заявлениям о "вечности" ступичных подшипников грамотный автомобилист должен относиться со здоровым скепсисом. Что считать сроком службы автомобиля и как учесть при этом печально знаменитые "особенности" российских дорог? Конечно, можно не обращать внимания на стуки и другие шумы со стороны передней подвески, явно идущие от подшипника. Но в этом случае процесс его износа завершается разрушением, выходом из строя ступицы, а то и ближайшего ШРУСа (на переднеприводных моделях). Особенность этих двухрядных шариковых подшипников - тонкие кольца и сепаратор из специальной пластмассы, хорошо демпфирующей колебания шариков при их работе и тем самым способствующей увеличению срока службы. Материал сепаратора специально подобран и отличается высокой износостойкостью. И тем не менее при длительной работе с большими нагрузками (а иногда и при дефиците смазки, заложенной на заводе "на весь срок службы") подшипник изнашивается. На происходящие при этом сложные процессы отвлекаться не будем. Важно лишь понять: с подобными подшипниками следует обращаться очень деликатно, особенно при установке. Кольца двухрядных подшипников помещены на ступице (внутреннее) и в поворотном кулаке стойки (наружное) с натягом. Величина натяга по ступице - до 0,03 мм, по поворотному кулаку - до 0,06 мм. Значит, при сборке узла, если хочешь обеспечить правильную посадку колец подшипника, требуется приложить к ним значительные силы. Между тем при запрессовке подшипника в гнездо поворотного кулака (стойки) иной "мастер"стремитсянепременно нанести удар-другой также и по внутреннему кольцу - для верности! В результате на беговых дорожках колец и на шариках остаются следы - "лунки", вмятины. Они могут быть и не видны невооруженным глазом, но это не значит, что такая "операция" пошла подшипнику на пользу. Никогда нельзя быть уверенным в том, что кольцо не приобрело невидимых (пока!) микротрещин, которые в дальнейшем о себе заявят непременно, и подшипник "неожиданно" станет рассыпаться. Кстати, при ударах, случалось, его сразу раскалывали. Именно поэтому при установке нового подшипника по его кольцам не рекомендуется стучать даже через оправку из мягкого металла. Запрессовывают статическим усилием. Конечно, не у каждого под рукой есть 142 ЗА РЛМ 8/97 УЕ Двухрядные шариковые подшипники в современных автомобилях не только обеспечивают максимальную компактность ступиц колес, но весьма долговечны и не требуют регулировки и пополнения смазки в течение всего срока службы автомобиля - по крайней мере, так говорится о них в руководствах по эксплуатации машин. Валентин ГРИГОРЬЕВ иного мнения: эти подшипники приходится заменять и, увы, не так уж редко. подходящий пресс (например, описанный в ЗР, 1997, № 3). Заменить же его вполне могут приспособления, которые показаны ниже. Те, что приведены на рисунках, рассчииз легированной с соответствующей термообработкой. Заказывая детали, не за ­ будьте об этом. Выпрессовать из подшипника ступицуРис. 1. Запрессовка(а)и выпрессовка (б) подшипника в гнездо поворотного кулака (стойки): 1 - винт в сборе с верхней гайкой и подшипником; 2 - диск; 3 - стакан; 4 - подшипник; 5-гайка. не представляет особого труда. Следующая операция - извлечение подшипника из гнезда в поворотном кулаке (стойке). Сделать это можно так, как показано на рис. 1, б, предварительно удалив стопорные кольца. Новый подшипник запрессовываем (рис. 1, а) в поворотный кулак до упора или до стопорного кольца - в зависимости от конструкции узла на автомобиле. При выпрессовке и запрессовке усилие прикладывается только к наружному кольцу подшипника, что исключает повреждение шариков и дорожек качения - это особенно важно для нового подшипника. Процесс запрессовки ступицы в подшипник ясен из рис. 2. Здесь же показаны все детали приспособления. Винт 3 ввернут в гайку 1 - и это соединениестопоритсяштифтом. После установки упорного подшипника 8202 и опоры 2 нижнюю часть (юбку) гайки 1 нужно завальцевать в канавку опоры или хотя бы деформировать в трех точках.таны для подшипников с размерами dхDххВ = 42 х 75 х 37 мм. Их применяют на очень многих иномарках, и они могут иметь различные обозначения: 309245А (Германия), ВАНВ633791 (Италия) и т. д. Так что, если вы хотите несколько сэкономить при ремонте собственного автомобиля или даже подработать, помогая соседям по автостоянке, вам, скорее всего, предлагаемое приспособление не помешает. С учетом же того, что любые подшипники "в контакте" с нашей действительностью далеко не вечны, оно может послужить многократно. Важно лишь, чтобы его винт и силовые гайки были выполнены не из первой попавшейся стали, а, например,