140
GoHMnGAaMH£ с ли ДУГУ ЗАЖИГАЮТ...Чугун специальных марок идет на изготовление многих деталей автомобиля. Блоки цилиндров большинства двигателей, а на некоторых автомобилях - картеры коробки передач и сцепления обычно отлиты из серого чугуна; ступицы колес, коробка дифференциала, кронштейны рессор делают, как правило, из ковкого чугуна. Случается, детали эти дают трещины - стоит ли браться за их ремонт или лучше сразу заменить? Процесс сварки чугуна довольно сложен и, если у вас нет достаточного опыта, просто невыполним. При этом может оказаться, что вполне пригодная на вид деталь безнадежно испорчена. Внешне шов как будто удался, но в процессе сварки произошло выгорание углерода и кремния, что сопровождалось выделением большого количества газов. Из-за этого шов получился пористым и, конечно, непрочным. Кроме того, чугун в месте сварки при быстром охлаждении шва отбеливается, то есть становится весьма хрупким, легко трескается ив то же время... с трудом поддается обработке режущим инструментом. Наконец, из-за неравномерного нагрева и остывания детали возникает опасность коробления (различна толщина ее участков, приливы, ребра жесткости). И все же, соблюдая ряд рекомендаций, чугун варить можно. Наиболее распространены два способа: с предварительным подогревом детали до 600-650°С (так называемая "горячая" сварка) и без подогрева ("холодная" только не путайте ее с применением металлопластилинов и других клеящих составов, взаимодействующих с металлом на молекулярном уровне). Первый способ в гаражных условиях применяется редко, так как правильно прогреть деталь до нужной температуры здесь сложно, да и фактически нечем - промышленные фены (тепловые пистолеты) пока не получили широкого распространения. Иное дело - сварка без подогрева. Продолжая тему "Ремонт автомобиля с помощью сварки" (см. ЗР, 1997, № 7), Денис БОРОВИЦКИЙ обращается к особенностям сварки деталей из чугуна и алюминия.Ее ведут постоянным током обратной полярности ("минус" - на детали, что исключает сильный местный нагрев), при этом сила тока должна быть в пределах 120-150 А. Применяемые электроды - с медью или никелем в основе. Если в дальнейшем место сварки не предполагается обрабатывать механически, имеет смысл взять электроды марок ОЗЧ-1 или СТЧ-3. В иных случаях лучше воспользоваться другими - МНЧ-1 или АНЧ-1. Чтобы не допустить перегрева металла, варим короткими участками (по 20-30 мм), проковываем шов в горячем состоянии и даем детали охладиться. Тенденция на облегчение автомобиля привела к появлению корпусных деталей из алюминия и его сплавов. Особенность их ремонта сваркой связана, прежде всего, с тем, что этот металл всегда покрыт слоем окислов, температура плавления которых в несколько раз выше, чем у самого алюминия (сравните: 2050°С против 650°С). Поэтому нередко случается, что крупицы не расплавленных при сварке окислов остаются внутри шва, в результате прочность его существенно снижается. К тому же алюминий весьма текуч, и это требует, чтобы свариваемый участок располагался горизонтально. Следует помнить ио высоком коэффициенте линейного расширения этого металла при нагревании: остывая, он резко теряет в объеме, что вызывает внутренние напряжения в детали, а иногда и ее деформацию. Как и чугунные, алюминиевые детали можно варить разными способами. Метод ацетилено-кислородной сварки менее эффективен, кроме того, он предполагает дополнительный нагрев детали и применение флюсов сложного состава. Более высозаметил, что лампочка аварийного давления масла сразу после пуска двигателя стала гореть чуть дольше - 3-4 секунды. Неужели пришла пора капремонта? Это нетрудно проверить. Для начала слейте отработавшее масло и промойте систему смазки специальной жидкостью, о которых мы не раз писали. Замените масло и фильтр (старый, скорее всего, основательно загрязнен и давно уже перепускает масло). Иногда отложения и продукты износа скапливаются в канале, подводящем масло к датчику давления - выверните его и прокое качество ремонта обеспечивает аргоно-дуговая сварка, однако и она не слишком доступна: требует специального оборудования, способного подавать к месту сварки инертный газ аргон. Впрочем, хорошего результата можно добиться ис помощью обычной дуговой сварки. Вновь используем постоянный ток обратной полярности, установив силу его 140-210 А. Рекомендуемая марка электродов - ОЗА-2. Диаметр их • выбираем в зависимости от толщины свариваемых деталей. Пятимиллиметровый, к примеру, годится для сварки металла четырех-десятимиллиметровой толщины. Да, не забудьте перед сваркой удалить с детали пленку окислов - химическим способом или стальной проволочной щеткой. Итак, подведем итог: в гаражных условиях наиболее целесообразно применять дуговые сварочные аппараты - их можно использовать при ремонте практически всех поддающихся сварке деталей автомобиля. Эти аппараты недороги, компактны и просты в обращении. Однако начина- Ш ющим следует помнить: сварка - почти искусство, опыт и мастерство в этом деле приходят далеко не сразу. Поэтому перед серьезным ремонтом имеет смысл как следует потренироваться на менее значимых железках - иначе можно безвозвратно испортить дорогую или дефицитную деталь и тем самым надолго вывести свой автомобиль из строя. Возможно, стоит даже отказаться от "самодеятельности" и пригласить опытного мастера. В этом случае наличие в вашем гараже хорошего сварочного аппарата и необходимых электродов позволит существенно сэкономить на оплате труда профессионала. * крутите двигатель стартером две-три секунды (при этом из отверстия под датчик появится сильная струя масла - постарайтесь "поймать" ее в какую-нибудь емкость, чтобы не залить мотор и подкапотное пространство). Если после этих операций время горения лампочки не сократится, проверьте давление в системе смазки, подключив вместо штатного датчика манометр и пустив двигатель. Пониженное давление (для данного двигателя ниже 1,5 кгс/см2 при 780 об/мин) косвенно укажет на износ деталей масляного насоса или коренных подшипников коленчатого вала, ф то есть на необходимость ремонта двигателя.ПРОШУ1ОБЪЯСНИТЬТурбодизельный " Опель-Аскона-1.7 GL" достался мне в хорошем состоянии, но с большим пробегом под 200 тыс. км. Предполагал, что мотор прослужит еще тысяч сто (дизели считают довольно долговечными), однако недавно 140 ЗА РУЛЕМ 8/97