150
151
A IK JTTI V15АвтолюбителейП од КРЫЛОМВ "дожигулевскую" эпоху эта проблема не была так остра. Видимо, и железо было потолще, и соли на дорогах поменьше, да и годовой пробег в 10 тыс. км считался весьма большим (не то что нынче). Антикоррозионная обработка в те времена была проста и бесхитростна, как и объект ее применения. Жарким летним днем на костерок или паяльную лампу ставили ведерко со смесью нефтепродуктов - нигролом, "отработкой" или пушсмазкой и разогревали, чтобы было пожиже. Пульверизатором, к и ­ стью, на худой конец, веником наносили варево на днище. После небольшого пробега по пыльному проселку обработку считали законченной. С появлением тонкостенных "жигулей" такая защита стала явно недостаточной, что вызвало к жизни "Мовиль", резинобитумные, эпоксидные, сланцевые и другие препараты. Но под натиском песка и щебня из-под колес даже лучшие из них не выдерживали более двух лет, после чего приходилось снова обрабатывать пораженные ржавчиной места. Эта ситуация сохранилась и до наших дней, более того усугубилась. И не только из-за низкого качества заводской окраСамая дорогая часть легкового автомобиля - кузов. Поэтому каждый стремится его защитить ив первую очередь думает об арках колес наиболее уязвимых для коррозии мест. Ведь град камней и песка из-под шин может разрушить защитное покрытие за короткое время, и ржавчине откроется чистое поле металла с внутренней (отчасти и внешней) стороны крыльев. Подкрылки - верное средство их защиты, только вот какие выбрать? Об этом размышляет Андрей СИДОРОВ.ски и антикоррозионных составов (тема отдельного разговора), но и соляных растворов, коими обильно поливают дороги. Поэтому дополнительная обработка деталей кузова антикорамиперед установкой подкрылков обязательна и сейчас. Распространенные в прошлом фигурные алюминиевые или стальные оцинкованные листы в обрамлении резинового уп ­ лотнителя (обычно в комплекте с брызговиком) весьма неплохо справлялись с защитой колесных ниш. Ныне такие подкрылки встречаются все реже - за годы эксплуатации выявились и их недостатки. Из-за малой жесткости плоского листа его верхняя часть трет уплотнителем крыло и понемногу соскабливает заводское покрытие, оголяя металл. Кроме того, алю-миний и сталь образуют электрохимическую пару, и в местах их контакта подкрылки активно разрушаются. Ну а что взамен? Несомненны преимущества чашеобразных подкрылков из стеклопластика, полиэтилена и других подобных материалов. Они повторяют внутреннюю конфигурацию арок значит, колеса всех размеров, разрешенных заводом, не будут касаться подкрылков даже при максимальных углах поворота колес и ходах подвески. Лучшие образцы такого типа не только защищают колесные ниши от летящих камней, песка, грязи, но (что особенно важно) и обеспечивают отменную вентиляцию даже тех зон, где без подкрылка было полное безветрие. Туда обычно забивалась соленая и влажная грязь, которая в считанные месяцы проедала металл. Кстати, эффективная вентиляция закрытых полостей автомобиля, многократно продлевающая жизнь кузову, - предмет заботы конструкторов машины. Увы, за эту задачу отечественные разработчики или не брались вовсе (руки не доходили), или о ней попросту забывали. Каковы требования к подкрылкам? Они должны легко и просто устанавливаться и сниматься, не ухудшать аэродинамику, не портить облик автомобиля и, конечно, не снижать его безопасности. Известны случаи, когда подкрылок из металлического листа отрывался и заклинивал колесо... С пластиковыми подкрылками даже самого низкого качества такого не случится - они просто разлетятся на куски. Обобщив в какой-то мере ольп эксплуатации подкрылков разных производителей, посмотрим, что же нынче предлагают магазины и рынки, что достойно внимания покупателя, а что-нет. Как мы уже отметили, подкрылки из листового металла практически изжили себя. Стеклопластиковые, еще недавно самые распространенные, сегодня тоже редки, и вот почему. Довольно прочные на ощупь и самые легкие, они обладают малой ударной вязкостью, особенно зимой, то есть плохо противостоят ударам камней и потому разрушаются. На морозе края трескаются, начинают бахромиться. Ремонт с эпоксидным клеем им необходим почти каждый год. Выделить их из общего ряда аналогов несложно. Поскольку сделаны они из нескольких слоев стеклоткани, за-Подкрылки: а - из стеклопластика; б - АБС-пластика; в - полиэтилена; г - ВМК (высокомолекулярного композита). 150 ЗА РУЛЕМ 8/97 Лвтолюбителей1К jrn •& т> • литых материалами на основе эпоксидных смол, на поверхности подкрылка непременно выступают переплетенные нити ткани и видны края отдельных ее кусков. Так называемые пластиковые подкрылки (из акрилнитрилбутадиенстирола или АБС-пластика) легко отличить по характерному "целлулоидном/' хрусту, глянцевой поверхности и малой - около полутора миллиметров толщине. Такие вообще не заслуживают внимания. Они могут треснуть во время установки даже при нуле градусов - слишком хрупок этот материал. Снять же АБС-подкрылки и не сломать не удастся и при + 30°С. Кстати, из этого материала кое-кто покупает и коврики-корытца на пол автомобиля. Не берите - разрушаются почти сразу. Следующая группа подкрылков - из материалов ряда полиолефинов или, проще говоря, из полиэтилена (очень похожего на материал крыла и двумя в глубине ниши. Добрых слов заслуживает тот производитель, что придает к комплекту подкрылков еще и набор оцинкованных саморезов - такие будут долгое время противостоять коррозии. Заметим, с этой целью после установки подкрылков неплохо закрыть винты замазкой, герметиком или обычным пластилином. Иногда наружные края подкрылков крепят S-образными скобами или прищепками. Такой способ предпочтительнее - он менее 'травматичен" для кузова, не требует сверления лишних дырок. Подобное решение часто используют зарубежные изготовители. Правда, саморезы универсальны, а скобы подойдут лишь тем подкрылкам, у которых нет двойного отворота по краю. Некоторые фирмы комплектуют часть изделий резиновыми брызговиками. Решающего значения это, конечно, не имеет, ведь ВМК. Правда, в одном магазине нам встретилисьстеклопластиковыеподкрылки для "жигулей" за 300 тысяч и "волг" за 400. Очереди, разумеется, за ними не было. Вероятно, цены на подкрылки еще понизятся - слишком велика конкуренция. К сожалению, нигде не встретишь такие изделия для грузовиков. Продавцы уверяют, что нет спроса. Странно, ведь крыло, например, КамАЗа в три раза дороже "жигулевского", а кабина сопоставима по цене с новой "шестеркой". Сроки гарантии колеблются в диапазоне от 3 до 12 лет - впрочем, многое тут зависит от изготовления. Так, однажды нам встретились подкрылки толщиной около 1 мм с заявленной "гарантией" 7 лет (правда, не уточнялось - на хранение или эксплуатацию). Инструкция другого комплекта указывала рабочий диапазон от -120° до +50°С (так холодно на Земле еще не было). Воспользоваться же гарантией можно только при наличии кассового чека продавца, а на рынках, как правило, их не дают. Так что, если вы сомневаетесь в качестве рыночного товара, посетите лучше магазин. Теперь о производителях. Одних только петербургских мы насчитали около десятка самые популярные: "Бонус", "Ленполимер", "Слотекс", "Скиф", "КиС", "С/п 777", "Норпласт". Из Москвы две фирмы - "Рост-Пластик" (именуемый теперь "Бьюско") и "ЛадаЛокер". Есть и зарубежные - "Резапласт"Неверный профиль подкрылка не только портит внешний вид, но и плохо защищает нишу колеса. * крышек для стеклянных банок) и высокомолекулярных композиций (ВМК). Это на сегодня лучшие подкрылки из того, что предлагают. Кроме достаточной стойкости к агрессивной среде, присущей всем пластиковым изделиям, они обладают значительной ударной вязкостью в широком диапазоне температур. Особенно заметно это качество у подкрылков из ВМК Демонстрируя его, продавцы сворачивают подкрылки в трубку, гнут и колотят по ним монтажкой, предлагая потенциальным покупателям самим растерзать изделие. В случае успеха нередко назначается приз - бесплатный комплект победителю. Это зрелище впечатляет, привлекая заинтересованных, а потому поддерживает спрос. Опознать подкрылки из полиэтилена и ВМК можно именно по этому описанному свойству. При всей схожести подкрылков разных производителей все-таки они несколько различаются по конструкции. Наиболее удачные, на наш взгляд, те, что имеют "крылышки", выступающие внизу за периметр крыла. Они защитят машину от грязных шлейфов на дверях или заметно уменьшат их, если придется долго ехать под дождем или по грязной дороге. Кроме того, такие подкрылки при равных с другими условиях (материал, толщина) немного жестче тех, у которых нет выступающих за контур крыла частей. Крепятся все подкрылки практически одинаково: тремя-пятью саморезами по краюЗащита из АБС-пластика "живет* очень недолго. при желании их легко сделать самому, однако, как говорится, пустячок - а приятно. В остальном же конструкции схожи, а мелкие различия объясняются технологией производства и формами матриц. Рынок подкрылков для массовых моделей автомобилей сегодня насыщен, что стабилизировало цены практически всех производителей на этот товар. Стоимость подкрылков из полиэтилена и ВМК примерно такова: на "Жигули" 160 тью. рублей, "Самару" - 180, "Ниву" - 210, "Оку" -150, "Волгу" - 320. АБС-пластик дешевле - около 100 тысяч для всех моделей машин. Однако даже сами продавцы покупать их не очень-то рекомендуют, разве только для "предпродажной" подготовки (машину с подкрылками купят бьютрее - есть надежда, что кузов под ними не ржавый). Держат же их на прилавке, видимо, для контраста, чтобы подчеркнуть достоинства полиэтиленовых илиСтеклопластик разрушается за одну зиму. (Rezaplast) и "Флоримекс" (Florimex) из Польши и "Локари" (Locary) - из Финляндии. Встречаются и другие производители, обычно без фирменного клейма на изделиях. Петербургские предприятия специализируются на выпуске подкрылков из полиэтилена и ВМК, да и московские тоже. Заметим, столичные первыми начали массовое производствостеклотканевыхизделий. Поляки поставляют защиту из АБС-пластика и совсем немного из полиэтилена. Финны - только из ВМК. Подводя итог, мы бы расположили подкрылки по качеству изготовления и свойствам следующим образом: на первом месте - финские "Локари" (они, впрочем, значительно дороже отечественных), на втором - питерские "Бонус" из ВМК, на третьем - полиэтиленовые "Ленполимер", "Слотекс" тоже из Питера. В аутсайдерах - АБС- истеклопластиковыенезависимо от производителя. З РЛМ 8/97 151 А УЕ*•