162
163
ЛвтолюбителейIK jm У isХУДОЖНИК,что РИСУЕТ дождь"Хозяин, в какой колер красить будем?.." В центре обучения фирмы "Сиккенс" в Голландии на стене висит крыло К/ф "Мимино" автомобиля. Оно окрашено так, что создается полное зрительное ощущение капелек дождя. Голландцы с гордостью показывают его заезжим гостям: ЗИП подкрался незаметно - и медлен"Это панно сделал русский мастер!" О современных методах ремонтной но, с достоинством въехал нам как раз в леокраски автомобилей рассказывают Дмитрий ЖЕРНОВ АЛЕКСЕЕВ. вый задний угол. Не заметил нашу малютку! и Аркадий По "жигулевским" меркам повреждения пустяковые: чуть поцарапана пятая дверь, задняя стойка, вмятина на крыле - каких-то "болгаркой" и двумя тряпками (одна сухая) Еще более отвлекаясь, скажем, что на два часа работы. Однако жаль новенькую обезжирили поверхности. правильно окрашенные части кузова "Сикиномарку. Захотели мы вернуть ей прежний Вообще, мастера говорят, что при ок- кенс" дает десять лет гарантии! (Куда там лощеный вид. Чтобы по высшему классу и раске 80% успеха зависит от подготови- заводской, даже самой распрекрасной окшпатлевка от лучших производителей! Первое, с чем столкнулись - станций, способных выполнить такой ремонт на самом высоком уровне, не так уж много - с десяток на всю столицу. Нас спрашивали: да зачем вам это нужно? Вон в соседнем гараже Петрович, что твой Рембрандт! Но мы уперлись: хотим все, "как у людей". Поспрашивали, поискали и решили "почтить своим присутствием" станцию "Ладалюкс", которая является авторизованным дилером "Джи-Эм": сюда нередко приезжают ремонтировать "кадиллаки", "шевроле" и "понтиаки" весьма серьезные господа-товарищи, которые очень желают ви ­ деть свой "кабинет на колесах" по-прежнему роскошным. Следовательно, для местных слесарей наши царапины - пустяки, видели и не такое. Выбор краски (вернее, фирмы, где ее будут смешивать) нам также подсказали на станции: для окрасочных работ здесь пользуются материалами "Сиккенс". Поэтому на нашем автомобиле мы сами могли проверить материалы и технологии одного из ведущих в этой области производителей. Что, согласитесь, тельных работ. Как правило, здесь кроется раске.) В течение этого срока коррозия модолжно служить залогом успешной операи возможность для всяческих упрощений жет появиться где угодно, но только не ции. технологии: заказчику ведь нужно, чтоб сиздесь. Поэтому есть ряд правил, которых яло, а что там под слоем краски, он узнает обязан придерживаться любой уважающий не сразу... Приведем хрестоматийный приклиента (да и себя тоже) мастер. Например, ПОДВОДНАЯ ЧАСТЬ АЙСБЕРГА Процедура началась с зачистки царамер. Вспомните, как вам выравнивали нельзя класть шпатлевку на краску - адгепины и двух вмятин шлифмашинкой. Когда шпатлевку, смачивая шкурку водой. Между зия такой пары недостаточна. О воде уже повреждения были, так сказать, налицо, тем шпатлевка - материал пористый, а поговорили. Обрабатываемые поверхности специальным сварочным пистолетом во тому прекрасно впитывает и долго удержидолжны быть обезжирены и ласковые повмятины приварили тонкие омедненные вает влагу (привет будущей ржавчине). глаживания кузова руками (контроль ровноштифты, напоминающие гвоздики. ПолуКстати, шпатлевку справедливо считают сти?) не допускаются. "Голый" металл обячился "ежик". С помощью молотка с цангосамым слабым элементом ремонтного позательно должен быть обработан антикорвым захватом аккуратно подергали за крытия. Даже если ее шлифовали всухую (а розионным составом. "иголки" и... вмятин не стало. В мастерских, по правде говоря, это единственный приемгде нет таких приспособлений, пришлось бы лемый сегодня способ), но покрасили, не ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ или вырезать кусок крыла, править и затем покрывая антикоррозионной грунтовкой, Вернемся к нашему автомобилю. После его вваривать, или пытаться подлезть в потрудности не заставят себя ждать: через обезжиривания поверхность зачистили грулость между панелями какой-нибудь хитрой любой крохотный скол краски к металлу бой шкуркой. (Излишне говорить, что делаподдержкой, выдавить и выстучать металл. проникнет вода. Пройдет всего несколько ли это машинкой и специальной шкуркой. У нас же вся операция заняла чуть больше месяцев, и увеличившийся объем ржавчины Окраска - мастерство, для которого ведупяти минут. После нее срезали штифты оторвет от металла и шпатлевку, и краску. щие мировые фирмы давно выпускают все 162 ЗА РУЛЕМ 8/97• необходимое: от не оставляющих волокон тряпок до компьютерных анализаторов цвета.) Первая зачистка делается марками (по степени измельчения абразива) Р80 - Р180. При этом более "тонкая" шкурка выходит на все большую окружность. Затем на металл нанесли антикоррозионную эпоксидную грунтовку. После подсыхания защитного слоя приходит черед собственно того, что мы называем словом "шпатлевка". "Зарисовали" и подождали отверждения. Опять машинка и шкурки, только на этот раз марка доходит до Р320 (не забываем о том, что последняя шкурка обрабатывает самую большую площадь). Продули сжатым воздухом и обезжирили. Сейчас уже поверхность ровная, нет вмятин, царапин. Казалось, ну что еще нужно - крась, и да возрадуется клиент! Нет, это только полдела. Автомобиль готовят к продолжению операции. Специальной пленкой закрывают "нерабопистолета соответствующего "калибра". После высыхания грунтовку также обрабатывают шкурками, на этот раз самыми мельчайшими: Р400 - Р500. Встречаются "мастера", которые то ли из лености, то ли из экономии применяют всего два вида шкурки - сперва самую крупную, а затем самую мелкую. В этом случае грубые риски на подготовленной поверхности неизбежно останутся. До сих пор бытует ошибочное мнение, что грунтовка и краска скроют все царапины. На самом деле вязкость краски такова, что она не заполняет царапин, оставленных слишком грубой шкуркой. При этом полная полимеризация краски завершается недели через две. Здесь-то и стоит искать разгадку невеселого секрета: откуда на зеркальной - в момент окончания ремонта - поверхности через некоторое время проступают какие-то загадочные полосы?только почитатель Тома Сойера. Наш путь лежал в лабораторию фирмы "Авто Эм", представляющей на российском рынке известные голландские материалы "Сиккенс". Для подбора краски захватили с собой лючок бензобака. С помощью спектрофотометра "Автоматчик" быстро определили формулу краски и необходимые компоненты. Затем на очень точных электронных весах (для соблюдения пропорций) все смешали, покрасили контрольную пластинку и сравнили с лючком. На наш взгляд - совпадение идеальное, зеленый "металлик" - он ив Африке... Почему же морщатся спецы? Оказывается, на их взгляд, желтого многовато! Поколдовали с красками еще. Потом еще... Все, готово. Получите подходящую краску. Тем, кто повторит наш путь, посоветуем обратить внимание: некоторые фирмы продают уже разбавленную краску, но дешевле купить отдельно "полуфабрикат" и специальный растворитель. Прижимая к груди заветную баночку, мы пришли на финал процесса. К тому времени автомобиль подготовили к окраске. Поверхности обработали абразивом типа кухонной губки, чтобы краска легла прочно (более полно об этом - ЗР, 1997, № 4). Машину снова обтянули пленкой, заклеили скотчем, а резинки стекол - специальной лентой (она отлично заходит под уплотнитель и слегка приподнимает его; таким образом, граница окрашенного участка остается под уплотнителем) и загнали в окрасочно-сушильную камеру. Мастера размешивают краску и лак, заполняют емкости соответствующих пистолетов и занимают исходную позицию. Теперь все зависит от их профессионализма. Сама окраска - дело, на первый взгляд, нехитрое. Однако здесь столько тонкостей, что их описание заняло бы целую книгу. Скажем, идеально точно подобрать краску удается не всегда. И что же - примириться с явным пятном? У нас почему-то предпочитают в этом случае красить деталь целиком, до границы. Специалисты фирмы "Авто Эм" рекомендуют, напротив, "залезть" на соседние детали и выполнить плавный переход (так называемая окраска "вразмыв"). А еще важно - как наносить краску, сколько слоев, какова температура сушки и т. д. Плавный переход, кстати, потребовался и на нашей машине, этот прием позволил не перекрашивать полностью дверь задка. Минут через десять все было готово. Машина осталась в камере "греться" при температуре 60°С. Восстановление былого облика, утраченного по вине грубого грузовика, заняло восемь часов. Сравнивая работу дворовых "жестянщиков" и наших мастеров (оснащенных современными материалами и оборудованием), поневоле ощущаешь радость владения автомобилем. Да, да! Такой он красивый, гладкий, свежий, блестящий, совершенный, неподражаемый, коррозионноустойчивый, на четырех колесах, пятиступенчатая коробка передач... Простите, увлеклись... З РЛМ8 97 163 А УЕчие" части кузова; крепят ее с помощью скотча, только не канцелярского, а такого, который не оставляет следов клея на окрашенных частях кузова. К тому же он легко рвется руками, что позволяет мастерам быстро "зачехлить" автомобиль. Следующий этап - нанесение "праймера". Это специальный грунт, который содержит травящие и антикоррозионные компоненты. По большому счету, окраска бывает высшего и стандартного качества (то, чем занимаются в дворовых гаражах, окраской в истинном смысле зачастую не является). Отличие только в том, что "люкс" предполагает наличие слоя грунтовки и под шпатлевкой. Конечно, результат (судя по окрашенной поверхности) одинаков, но надежность и долговечность... если, конечно, вас это волнует. На "праймер" кладут грунтовку. К слову, ее распыляют как краску и "праймер" - изМожно считать, основные этапы подготовки закончены. Дело за краской. Забыли сказать: и эпоксидная грунтовка, и "праймер", и грунтовка, и лак перед употреблением смешиваются со "своими" отвердителями. Любопытно: для дозирования и перемешивания компонентов существуют линейки. Наливают основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливают отвердитель. Все той же линейкой поболтал и - готово. Кстати, на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам. ПИСТОЛЕТЫ К БОЮ! На заводе наша машина была покрыта грунтовкой и двухслойным покрытием - краской и лаком. Естественно, идти в магазин и покупать схожую по цвету краску может