131
Напомню: ЗР получил "Дану" с "родным" мотором МеМЗ-245 (1100 см3, номинальная мощность - 51 л. с). Для пятидверного кузова, который тяжелее трехдверного примерно на 70 кг, он слабоват, что особенно ощущалось на затяжных подъемах. От На счетчике пробега "Даны", проходящей испытания в уксилового агрегата ВАЗ-2108 мы отказались: для "Таврии" он, в раинском корпункте ЗР, всего 30 000. Можно сказать, деобщем, случайный эпизод, так что испытания потеряли бы вушка в цвету! Но моя собственная старушка "Таврия" смысл. И тут мелитопольские моторостроители обратили наше 1989 года по сей день не доставила мне и малой части внимание на МеМЗ-301 - более мощный, чем 245-й, и, главное, огорчений, преподнесенных этой "девицей". Да, были почти никому еще не известный. ЗАЗы в наше время... В свое время (ЗР, 1994, № 6) мы рассказали о перспективной гамме двигателей Мелитопольского моторного завода. Был в ней МеМЗ-310 рабочим объемом 1250 см3. Эта удачная модификация базовой, 245-й модели требовала значительных расходов на подготовку производства, непосильных для завода. Поэтому конструкторы создали упрощенный вариант МеМЗ-301 рабочим объемом 1200 см3, в котором по сравнению с базовой моделью изменены лишь коленчатый вал и поршни, а блок цилиндров и шатуны оставлены прежними. Ход поршня увеличен на 7 мм. В принципе, при переделке 245-го в 301-й достаточно заменить коленвал, поршни и комплект прокладок. Хотя на день замены двигатель "Даны" прошел всего 27 тысяч, оставляло желать лучшего состояние поршневых колец (кроме верхних) и вкладышей - шатунных и коренных. Поменяли, конечно, и сальники. В двигателе обнаружили следы грязи - похоже, перед Помнится, лет двенадцать назад, когда Таврию" готовили к производству, в одной из лабораторий завода работал испысборкой на конвейере его плохо промыли. Посторонние частитательный стенд. Его ползун без устали дергал трос привода цы внедрились в седло редукционного клапана масляного насосцепления, который обязан был выдержать не менее 700 тысяч са, и давление масла снизилось почти до критической отметки. таких рывков. Если трос рвался раньше, его утолщали или браОба двигателя - старый и новый - "погоняли" по нашей ли сталь другой марки. Неудивительно, что у "таврий" первых просьбе пару дней на испытательном динамометрическом стенлет выпуска он никого не подводил. де. Вот некоторые сравнительные результаты из протокола: А нынче непременно нужно иметь запасной, особенно вX дальней дороге. Я не принимал этот совет всерьез, пока трос Крутящий Мощность, Удельный X не лопнул - и всего-то после 22 тыс. км! К счастью, это случимомент, кгс-м расход топлива, л.с. о ' лось в городе и на первой передаче, поэтому до дома, хоть ис г/л.с-ч муками (вы заводили двигатель при включенном сцеплении?) МеМЗ-245 МеМЗ-301 МеМЗ-245 МВМЭчиЧО мвмэкян МВМФчМ 1 удалось добраться своим ходом... 6,58 17,34 1500 8.28 13,78 238 193 Не раз возникали проблемы с пуском двигателя. Сначала 19.84 7,10 8,80 225 218 2000 2459 причина была в окислившихся контактах замка зажигания. В 9.25 26,58 223 214 2500 7,61 3231 другой раз характерные щелчки под капотом указали на элект7,78 32,62 207 3000 9,49 39,76 220 ромагнитное реле - перегорел проводок на входе одного элект3500 7,83 9,59 46,89 210 199 38,28 ромагнита. К сожалению, реле выполнено неразъемным, так 43.35 204 7,76 9,47 5259 193 «ПО что пришлось его менять. 8,90 210 4500 47,21 5553 211 751 Особо надо сказать об аккумуляторной батарее родом из 5000 8,10 48,37 56.60 222 223 6,93 Подольска. Мы установили ее на "Дану" по собственной инициа54.74 237 247 5300 6,53 7,39 48,30 тиве: соблазнило, что батарея емкостью 55 А-ч входит в малогабаритную нишу в моторном отсеке. С полгода она вела себя При сравнении значений удельного расхода надо иметь в молодцом, но однажды после пятнадцатидневной вынужденной виду, что перед испытаниями 301-го двигателя были внесены стоянки не оказалась в состоянии даже зажечь контрольные изменения в карбюратор "Солекс": главный топливный жиклер лампочки. Плотность электролита за пару недель упала с 1,27 второй камеры увеличили с 95 до 97 и во избежание повышедо 1,10 г/см3. Причина саморазряда - токопроводящие "дорожния токсичности несколько уменьшили жиклер холостого хода. ки" из грязи с электролитом, соединившие клеммы. С трудом Воздержусь от комментариев к этой таблице: читатель моудалось реанимировать батарею, но она теперь "инвалид", трежет сделать выводы сам. Отмечу только, что на обратном пути бующий постоянного внимания и ухода. Думается, расположить из Мелитополя я сразу ощутил выигрыш в динамике: 301-й спов одной плоскости и клеммы, и заливные отверстия - анахрокойно "разрешал" обгоны, идти на которые с 245-м я бы не риничное конструкторское решение. скнул. Время разгона с 80 до 100 км/ч сократилось на 20-25%. При морозах возникала течь Тосола" на стыках шлангов с Легче стало и на подъемах: переключаться на пониженную пеметаллическими патрубками системы охлаждения. Очень праредачу приходится теперь гораздо реже. Таковы первые, хорошие впечатления от МеМЗ-301. При вильно поступает польская фирма "Дамис Мотор", устанавливающая на "тавриях" своей сборки современные хомуты вместо повседневной езде в потоке движения он даст новую информаленточных. Кстати, фирма отказалась и от украинского пучка цию о себе еще не скоро. Поэтому собираюсь испытать его в высоковольтных проводов (так и хочется назвать его "однораотносительно жестких условиях на очередном этапе междуназовым") и устанавливает свой пучок синего цвета. Советую родного ралли журналистов. владельцам "таврий" при случае приобрести его в Польше. СтоЛеонид САПОЖНИКОВ • ило мне установить на "Дане" такой пучок, как работа двигателя преобразилась: перестали "гулять" обороты холостого хода.ЗЙЗ-110511ЗА РУЛЕМ 8/97131