152
153
154
155
156
КОМПОНЕНТЫОБЗОР МУЛЬТИМЕДИАКризис – а где это?Если посвятить себя изучению электронных гаджетов, то не возникнет и повода вспомнить о кризисе – здесь все в развитии. Алексей Воробьев-Обухов набирался оптимизма, знакомясь с новинками бортовой аудио- и видеотехники.Начнем, пожалуй, с  головных устройств, на  то они и  головные. Фирма Pioneer, например, обновила всю линейку ресиверов. Теперь можно смотреть и  слушать  то, что записано на USB-флэшке, iPod и  iPhone, а  также на  карте памяти  SD… Причем некоторые устройства не обязательно подсоединять кабелем: расширены возможности беспроводного интерфейса Bluetooth. Отрадно, что в кризисный год новые модели начального уровня, работающиес  USB и  iPod, не  только не  подорожали, а,  напротив, стали доступнее! Дизайн всей линейки ресиверов также претерпел изменения, нынешний называется «Круги на воде». В меню среди семи возможных языков и русский, при  этом «старшие» модели слушаются голосовых команд и позволяют пролистывать странички скользящим движением пальца. В ряде моделей имеется не  только FM-, но  и  УКВ-диапазон. Изменилась и система обозначений головных устройств: теперь это 4-знач-ный индекс, первая цифра которого говорит о  классе – от  начальных моделей (1ХХХ) до  самых навороченных (8ХХХ). Не  сидели без дела и  другие производители. Например, тем, чьи доходы особо не  пострадали, адресована интересная цифровая медиастанция iХA-W404R в  формате 2DIN от  компании Alpine. А  тех, кто не  желает переплачивать за громкий бренд, но все же стремится получить «олл инклюзив», заинтересует мультимедийная система  Хотя ресивер Mystery MMTD-9170  NV выполнен в однодиновом формате, его выдвижной экран сделает  честь двухдиновому устройству:  целых 7 дюймов по диагонали.  Пригоден для просмотра фильмов,  записанных как на DVD, так ив формате MPEG4, а то и просто из эфира.  Вход USB тоже предусмотрен, но он  меньшего, чем на флэшках, размера: потребуется переходный  кабель. А вот чтобы найти дорогу  к дому, ничего больше не нужно –  в состав системы включен навигатор с картами от Navitel. Цена  модели – около 21 500 рублей.  Немало, но зато получите практически все, что мыслимо в подобном  устройстве.   Наушники Alpine SHSN103 рассчитаны прежде  всего на автолюбителей:  для складывающихся  «ушей» найдется место  в любом бардачке.  ИК-интерфейс избавит  от лишних проводов  в салоне и необходимости искать нужное гнездо  на ресивере. Другое дело, что головное  устройство подойдет не всякое, а только  с ИК-передатчиком. Из других особенностей  отметим автоматическую систему контроля входного сигнала, которая, во-первых,  не даст оглохнуть от слишком громкого  звука, а во-вторых, автоматически отключит  питание при простое в течение более 5 минут.  Стоят наушники около 1500 рублей.Усилители Boston GT используют новую схемотехнику и эксклюзивную технологию Boston DualMode, благодаря которой способны безопасно работать на нагрузку в1 Ом. Кроме того, схема Q-Tune улучшает басовое звучание фронтальных динамиков, не перегружая их. Напряжение входного сигнала от 0,2 до 8В делает усилитель универсальным по отношению к разным головным устройствам. Принудительное охлаждение позволяет монтироватьусилитель в автомобиле в любом положении, а компьютерная диагностическая система надежно защищает от любых аварийных режимов – перегрева, короткого замыкания, всплесков напряжения в бортсети. Интересно, что в каждый усилитель зашит серийный номер, который нельзя удалить или изменить (жуликов просят не беспокоиться). Изображенная на фото модель GT 4100 стоит 43 600 рублей.  Устройство Alpine iXA-W404R не зря названо медиастанцией. Оно может работать  в связке с iPod и iPhone, причем извлекает  из них не только звуки, но и видеозаписи.  Продвинутые системы обычно игнорируют  формат МР3, а эта новинка благосклонна  к сжатой музыке. Сенсорный экран с функцией Scrollview позволяет прокручивать меню  скользящим движением пальца. К станции подключают телефон с Bluetooth, камеру  заднего вида и телевизионную антенну.  Там же, где сигнал с Останкинской телебашни  не принимается, остается смотреть кино и слушать концерты в записи, причем неограниченно долго, ведь к станции можно подключить  не только флэшку, но и жесткий диск с сотнями  гигабайтов памяти. Стоит эта модель около  24 000 рублей.152 За рулем 11/2009 Mystery MMTD-9170NV с  телевизором и  навигатором: ей достаточно однодиновой шахты. Конечно, современные ресиверы неплохо «играют» и  сами по  себе, но истинных ценителей звука ищите у  прилавков с  усилителями. Например, американская фирма SPL by  Soundstream привлекает линейкой Gorilla. Даже самая младшая модель (семейство с индексом GRLA представлено четырьмя 2-канальными, тремя 4-канальными усилителями плюс тремя моноблоками) выдает на  4-омной нагрузке 150  Вт. А  моноблоки могут не  только работать на  нагрузку всего в  1  Ом, но  и  подключаются парой на  один сабвуфер! Продвинулась в  деле усиления звука и компания Boston: на  20% увеличила в  новом модельном году мощность при сохранении прошлогодних габаритов.Впрочем, не  всем нравится, когда от  басов сотрясаются внутренности и  весь автомобиль. Выход из  ситуации  – беспроводные стереонаушники с инфракрасным интерфейсом. Они, кстати, обойдутся куда дешевле усилителя и сабвуфера. Неплохо  бы еще знать, куда рулить под любимые мелодии. В стане навигаторов тоже не наблюдается кризисного затишья: покупатели встретят новые имена, порой такие удачные, как GlobusGPS. Прибор готов работать с  тремя навигационными программами на  выбор: Navitel, CityGuide или «Автоспутник». Есть новинки и среди других электронных устройств  – все не  охватить даже такому толстому журналу, как ЗР. А потому за дальнейшей информацией (и покупкой) стоит просто пойти в магазин. Проблемы, как потратить деньги, не возникнет. Где ты, кризис?!MP3. В последнем, как известно, файлы довольно сурово сжаты и потому качество звука хуже. Разработчики, однако, уверяют, что придумали алгоритм восстановления информации ASR, делающий разницу в звучании практически неощутимой. Это довольно странно с позиций теории, но во время презентации действительно было заметно, что звучание качественное. Мощность каждого из четырех каналов встроенного усилителя на транзисторах MOSFET – 50 Вт. Приобрести новинку можно примерно за 4000 рублей.Ресивер Pioneer DEH-2110UB принимает радиопередачи не только в диапазоне FM, но ив отечественном УКВ. Дисплей покажет название станции и передаваемую по каналу RDS информацию, а в фонотеке пригодятся записи не только на CD, но и на USB- флэшке в любом из трех форматов: WMA, WAV илиНавигатор GlobusGPS GL-500 не только поддерживает разные картографические приложения, но и самостоятельно выходит в Интернет, что позволяет пользователю получать информацию о пробках, читать электронную почту, общаться по «аське» (не на ходу, боже упаси!) и вообще посещать любые сайты, используя браузер Internet Explorer. В навигатор встроена также функция GPS-мониторинга, то есть возможна передача информации о местонахождении автомобиля. Кроме того, на 5-дюймовый экран можно вывести картинку с камеры заднего вида, причем встроенный датчик освещенности автоматически подстроит яркость изображения. Карта читается ив солнечный день,но при этом она не ослепит водителя при въезде в туннель или в закрытый паркинг. Стоит новинка около 11 000 рублей.Новые акустические системы серии А компании VARTA Electronics начинаются с размерности не менее 5,25 дюйма, поскольку все, что меньше, по мнению разработчиков, не может претендовать на звание флагмана. В новой линейке фирма использовала легкие и прочные алюминиевые диффузоры. Кроссовер здесь – отдельный блок. Комплект V-SPA6.2 стоит около 4000 рублей и порадует чистым звуком мощностью до 160 Вт.На правах рекламы КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА МОТОРНОЕ МАСЛОПодлить маслаПовысить конкурентоспособность российских изделий призывают с самых высоких трибун. А могут ли у нас производить, к примеру, хорошее моторное масло? Утвердительный ответ дают Михаил Колодочкин и доцент кафедры ДВС Петербургского политехнического университета, к.т.н. Александр Шабанов.РЕМОНТИРОВАТЬ НЕ БУДУ! Механик был краток: «Какое масло заливаешь, наше? Тогда извини  – ремонтировать не буду. Его не отмыть, как положено, а  всех собак потом на  слесаря повесят!». Визит на  рядовую СТО никак не  был связан с  темой экспертизы, но брошенная фраза запомнилась мгновенно. Для убедительности мастер охотно показал черную, похожую на  мазут грязь в  масляном поддоне и  на  клапанной крышке. Из чего тут же был сделан вывод, что даже такой примитивный продукт, как моторное масло, в  России «варить» не умеют. Насчет примитивности продукта спорить не  станем. Наше дело  – испытать что-нибудь сугубо отечественное и  совсем свеженькое: нужно  же верить во что-то хорошее! Выбор пал на «Син154 За рулем 11/2009тойл» из подмосковного Обнинска, создатели которого бравируют использованием самых современных технологий. Вот и сравним – и не с чем-нибудь, а с продукцией «Шелла»! Для экспертизы взяли по  два масла  – минеральное и  полусинтетическое. Почему не  синтетику? Потому, что основной потребитель отечественных бюджетных масел – это, как правило, небогатый владелец скромной нашемарки, а такие машины дорогими и накрученными продуктами обычно не балуют. Естественно, подобрали аналоги по  всем возможным классификациям. Минералка – класса 15W-40, полусинтетика  – 10W-40. По  API соответственно SG/CD и SL/CF. Это нормальный современный уровень масел. При этом «шеллы» обошлись нам вдвое дороже российских.СМАЗЫВАТЬ, МЫТЬ, ЗАЩИЩАТЬ Зачем двигателю масло? Оно смазывает детали, уменьшая силы трения. Кроме того, оно, создавая разделяющие пленки, предотвращает износ. А  еще масло моет и охлаждает двигатель. Насколько хорошо – зависит от его качества, которое определяется как свойствами основы, то  есть базового масла, так и  пакетом присадок, с  помощью которых формируют характеристики конечного продукта. Пакеты присадок «масленщики» уже давно не делают сами – покупают их у  фирм, специализирующихся на  разработке и производстве подобных продуктов. Именно этот факт часто используют в недобросовестной рекламе: мол, мы накупили фирменных присадок, а потому и  продукт у  нас фирменный! Но  вся сложность в том, что основа у  каждого масла чаще всего своя. Именно поэтому продукты, совпадающие по классификациям и  даже построенные на  практически одинаковых пакетах присадок, могут работать по-разному. И еще одна тонкость. Подогнать характеристики свежего масла под стандарты лучших мировых образцов не такто и трудно, а вот сохранить эти характеристики в  процессе длительной работы масла в реальном моторе – задача сложнейшая. Тот, кто решает ее успешнее дру-   Клапанный  механизм одного  из двигателей после  проведения испытаний. На каком  масле он работал?  По внешнему виду  не определить.  Поддон двигателя спустя месяц  испытаний: мазутоподобная грязь  не обнаружена.Наша экспертиза показала: Россия может производить конкурентоспособное масло!гих, достигает максимально возможного на данный момент уровня качества.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЗАБЕГ Вопросов много. Как отреагирует мотор на  замену супермасла более дешевым? Как долго разные масла проживут в  полностью идентичных условиях работы на  практически одинаковых моторах? Как будут меняться их свойства в  процессе работы? Насколько поразному они моют двигатель и  сколько дают отложений? Каков будет износ мотора при работе на разных маслах? А  если короче, за  что переплачиваем более чем вдвое, покупая дорогое импортное масло, – за громкое имя или за реальные достоинства? Ответ на  эти вопросы можно получить только в  ходе длительных ресурсных испытаний реальных двигателей. Два аналогичных мотора с  примерно одинаковой степенью износа устанавливают на  стенды. Естественно, сначала их разбирают, обмеряют и фотографируют. Взвешивают контрольные детали – поршневые кольца, вкладыши подшипников. По изменению их веса судят о скорости износа. Кроме того, взвешивают детали маслоотделителя, который стоит в клапанной крышке. А в масляный поддон монтируют фрагмент радиатора радиоэлектронных схем  – ребристую пластину, на которой будут осаждаться масляные отложения. Все это – для контроля моющей способности и склонности к отложениям моторных масел. Итак, моторы собраны, поставлены на  стенды, обвешаны аппаратурой. В  одном двигателе «Шелл», в  другом  – «Синтойл». Сначала  – минералка, потом  – полусинтетика. Можно на-чинать забег. А это 120 моточасов в полностью идентичных режимах  – аналог 10  тыс.  км пробега. Практически месяц на каждую пару масел. Итого два месяца работы, 4  тонны бензина! И  куча проб, отобранных на  различных стадиях испытаний. Дорого  же нынче стоит удовлетворение любопытства… После окончания испытаний каждой пары  – разборка двигателя, снова обмеры, взвешивание, фотосессия. А потом  – самое интересное. Один из  моторов вновь собрали, и  на  нем проделали одинаковые серии испытаний сначала для свежего, потом для отработанного моторного масла. По  результатам сразу стало ясно, насколько его старение не нравится движку. А потом пробы масел были отданы в лабораторию, чтобы оценить, как сильно изменились их основные физико-химические параметры в процессе работы.ПРИБЕЖАЛИ… Что же в итоге? Вывод первый, патриотический: большой разницы между маслами марок «Шелл» и «Синтойл» на начальной стадии испытаний моторы не почувствовали! При работе на  минералке вся разница в мощности мотора, расходе топлива и  мощности трения уложилась в погрешность измерений. А на полусинтетике «Синтойл» даже чуть-чуть выиграл у «Шелла» по расходу топлива – двигатель умерил свой аппетит на 2–3%!На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА МОТОРНОЕ МАСЛОСенсация? Можно было  бы ответить утвердительно, но  на  отработанных маслах картина существенно изменилась. Отработанный «Синтойл» добавил сразу около 10% к расходу топлива, тогда как «Шелл» увеличил расход всего на 5,3%. Впрочем, на полусинтетике все более гуманно – изменение свойств масла «Шелл» мотор практически не почувствовал, а  «Синтойл» ухудшил экономичность мотора примерно на  3%. Все это  – следствие изменения мощности трения, которая существенно меняется при старении масла. Забавно, что у всех масел вязкость по мере наработки на двигателе снижается, а у полусинтетики «Синтойл» меняется как-то хитро: при низких температурах (40ºС) она тоже уменьшается, при 100ºС практически не  меняется, а  вот высокотемпературная, при 150ºС, начинает расти. Трение, а  вместе с  ним и  расход топлива увеличиваются, зато скорость износа на  этом масле минимальная. И  это ясно: вязкость выше, толщина разделяющей пленки больше, поэтому скорость износа и падает.ПАРАМЕТРЫ МАСЕЛ «СИНТОЙЛ» И «ШЕЛЛ»А что с ресурсом испытуемого продукта? Обычно считают, что срок службы масла заканчивается, когда вязкость выходит за  пределы, предписанные заявленным классом по SAE, и когда резко падает его моющая способность, которую характеризует величина щелочного числа. Кроме того, масло «кончается», когда резко уменьшается концентрация активных компонентов – цинка, фосфора, кальция. В таком случае говорят, что произошло выпадение присадки. Причем происходит это выпадение достаточно резко: вот были активные элементы в  масле, а  через пару сотен километров, глядишь, и нет их совсем. Так вот, по нашим данным, ни одно масло к порогу своего срока службы не подошло! Что это значит? Да  то, что во  всех маслах использованы эффективные и  «долгоиграющие» пакеты присадок. Но,  будем объективны, основа масла «Шелл» пока что лучше. Что касается моющей способности, с  ней все хорошо: двигатель после всех масел остался чистым! Никаких черных битумоподобных отложений мы не  нашли. И  масса отложений на  конМарка маслаСПРОСИМ    ЧИТАТЕЛЕЙВерите ли вы в конкурентоспособность отечественных моторных масел?29% разве что в светлом будущем 34% 37% нет датрольных весовых элементах в  клапанной крышке и  масляном поддоне отличалась незначительно  – в  пределах погрешности измерения. А  за  моющую способность тоже отвечают пакеты присадок. Но их мы уже похвалили…ЧТО ВЫБРАТЬ? Совет прост. Если накатывать за сезон больше 10  тыс.  км, «Шелл», конечно, предпочтительнее. А  если сезонный пробег сравнительно невысокий, то можно смело применять масла из Обнинска. И в любом случае свежее масло лучше поработавшего.Shell Helix 15W-40 API SG/CD«Синтойл-Супер» 15W-40 API SG/CDShell Helix Plus 10W-40 API SL/CF«Синтойл-Премиум» 10W-40 API SL/CFПараметрОсновные физико-химические параметры* Изменение кинематической вязкости при 40ºС, % Изменение кинематической вязкости при 100ºС, % Изменение кинематической вязкости при 150ºС, % Изменение щелочного числа, % Кислотное число, мг КОН/г Фосфор, масс. %, до/после испытаний Цинк, масс. %, до/после испытаний Алюминий, ppm Железо, ppm Хром, ppm –7,3 –6,1 –1,6 –14,1 0,6 0,12/0,12 0,08/0,08 22,8 3,9 2,1 –5,6 –3,8 –3,3 –3,4 0,5 Содержание активных элементов** 0,12/0,11 0,08/0,07 Увеличение содержания продуктов износа*** 10,1 7,7 3,0 –7,9 –6,2 –5,1 –6,8 0,8 0,14/0,12 0,08/0,08 6,9 4,2 0,4 –4,0 –0,7 7,0 –16,4 0,6 0,16/0,12 0,07/0,07 7,2 0,6 0,3*Характеризует стабильность масла и его ресурс. Чем меньше, тем лучше. ***Параметр говорит о защитных свойствах. Чем меньше, тем лучше.**Характеризует противоизносные свойства. Чем меньше, тем лучше.156 За рулем 11/2009