ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНО В РОССИИВремя собирать маркиЛюбой советский мальчишка мог с гордостью назвать все марки и модели автомобилей, которые производились в СССР. А сейчас далеко не всякий специалист с уверенностью скажет, сколько в России работает автозаводов и какие машины на них собирают. Пеструю картину современного автопрома пишет Игорь Моржаретто.ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА ЗИЛ, самое старое российское автомобильное предприятие, ведет свою историю с 1916 года. Самое большое, АВТОВАЗ, выпускает автомобили с 1970-го – меньше 40 лет. А самое молодое – завод «Ниссан» – открылось всего несколько месяцев назад. Россия по праву считается автомобильной державой с сильными традициями. Ведь мы не только занимаемся сборкой машин мировых брендов, но и выпускаем собственные модели. Более того, продаем за рубеж как готовые автомобили, так и машинокомплекты для сборки. В списке автомобильных стран по объемам выпуска Россия до прошлого года занимала почетное седьмое место. Другое дело, что кризис повлиял на ситуацию и несколько изменил расстановку сил. Но это ведь вре212 За рулем 11/2009менно, мы еще себя покажем… Однако вернемся в день нынешний. Действующие предприятия российского автопрома можно классифицировать несколькими способами. Традиционный предполагает деление на «наши» и «иностранные». К числу первых (берем пока в расчет изготовителей легковых машин) обычно относят АВТОВАЗ, ГАЗ, «ИжАвто», УАЗ, ко вторым – всех остальных производителей. Это не совсем корректно, потому что в России работают принадлежащие нашим акционерам предприятия, где собирают иномарки. И наоборот, «исконно русский» АВТОВАЗ с ярко выраженными итальянскими корнями сегодня на четверть принадлежит французской компании. А куда отнести совместное предприятие «ДжиЭм-АВТОВАЗ»? Мне кажется, проще рассматривать российский автопром в региональном разрезе, потому что сегодня сложилось несколько вполне полноценных автомобильных кластеров. Термином «кластер» обозначают «совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу». В РФ с точки зрения производства автомобилей таких уже как минимум три, еще два-три созревают.ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ ПОВОЛЖЬЯ Так уж сложилось, что российским центром автомобилестроения всегда было Поволжье, и регион старается сохранить эту отрасль за собой. Здесь в той или иной мере успешно работают заводы, выпускающие легковые автомобили восьми марок (ГАЗ, УАЗ, «Лада», «Шевроле», «Иж», КИА, «СанЙонг», ФИАТ). Сразу оговоримся: да, в Ижевске ситуация непростая, завод стоит, но это вовсе не означает, что выпуск машин прекращен навсегда... Количество моделей подсчитать непросто, ведь один АВТОВАЗ выпускает «лады» 25 (!) наименований и модификаций, а если вспомнить еще дочерние предприятия, которые тоже собирают на вазовских платформах свои автомобили… Поэтому для простоты подсчета договоримся, что в Тольятти делают пять базовых моделей («Жигули», они же «классика», «Самара», «Калина», «Приора», «4×4», в девичестве «Нива»); в Нижнем Новгороде – три модели «Волги» (31105, 3102, «Сайбер»); в Ульяновске – три модели УАЗа («классика», «Хантер», «Патриот»). «ИжАвто» собирал в этом году «каблучок» Иж-2717, универсал ВАЗ2104 (тоже «классика»), «КИА-Спектра» и «Соренто». Плюс «Шевроле-Нива» из Тольятти. В общей сложности получается, что в Поволжье выпускают аж два десятка моделей легковых автомобилей. Есть из чего выбрать! Кстати, этот регион – еще и главный российский поставщик автобусов и грузовых автомобилей. Кроме традиционных нашемарок (ГАЗ, ПАЗ, КамАЗ и т. д.), здесь давно и успешно собирают иностранные коммерческие автомобили («Исудзу», «Тата», ФИАТ, «Форд»). А еще здесь расположены главные предприятия по производству автокомпонентов. Правда, большинство до мирового уровня не дотягивает… ОКНО В ЕВРОПУ Последние годы Санкт-Петербург и Ленинградская область наперебой расхваливали конкурентные преимущества своих территорий для организации сборочных автозаводов и производства автокомпонентов, предлагали самые разные льготы – и результат превзошел ожидания. Регион уже получил около 2 млрд. долларов иностранных инвестиций и надеется создать на своей территории новый российский автокластер, пафосно называемый уже с чьей-то легкой руки русским Детройтом (впрочем, это звание оспаривают и другие области). Но не в имени дело. При советской власти здесь не было ни одного автомобильного предприятия, а сейчас в городе и области работают четыре сборочных завода («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан»), еще один («Хёндай») запустят в будущем году. На действующих предприятиях выпускают автомобили пяти марок – «Форд», «Тойота», «Опель»,В России уже как минимум три полноценных кластера, специализированных на производстве автомобилей, еще два-три созревают.«Шевроле», «Ниссан». Пока восемь моделей, но это только начало. Логично причислить к тому же кластеру и Калининградскую область. Она административно входит в состав Северо-Западного федерального округа и экономически тоже сильнее всего связана с СанктПетербургом. На калининградском заводе «Автотор» иномарки собирают с 1997 года. Сегодня это автомобили пяти зарубежных марок – БМВ, «Хаммер», «Кадиллак», «Шевроле», КИА, в общей сложности 25 моделей (это еще что – в прошлом году собирали 27 моделей семи марок!). Понятно, что выпуск одних моделей штучный, другие тиражируют десятками тысяч. В разные годы тут экспериментировали ис китайскими машинами, но потом от этой идеи отказались. Зато Калининградская область по-ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ РОССИЙСКИХ АВТОСБОРОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (легковых автомобилей в год)**По данным Минпромторга РФ.**«Пежо-Ситроен-Мицубиси».За рулем 11/2009 213 ЭКОНОМИКА | ОБОЗРЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНО В РОССИИМАРКИ И МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, КОТОРЫЕ СОБИРАЮТ В РОССИИПроизводитель/ бренд ПоволжьеМодель«Жигули»«классика»Производитель/ брендМодель3-я серия 5-я серия 7-я серия Х3 Х5 Х6 «Опирус» «Маджентис» «Карнивал» «Каренс» «Сид» «Спортидж» «Мохаве» «Фокус» «Мондео» «Кэмри» «Антара» «Каптива» «Круз» «Теана» «Икс-Трейл»АВТОВАЗ/«Лада»«Самара-2» «Калина» «Приора» «4×4» – бывш. «Нива»«Автотор»/БМВМеньше 150 км от Калуги до Москвы, поэтому я возьму на себя смелость объединить два города в один кластер – Центральный. Примерно на полпути между ними Серпуховский автозавод, но он сейчас простаивает. Зато в самой столице, как известно, легковые автомобили выпускает завод «Автофрамос»; на конвейере пока одна модель – «Рено-Логан».МОЛОДЫЕ-РАННИЕ В принципе, вполне возможно, что через какое-то время (после окончания кризиса, понятно) в стране образуется еще два кластера: Южный и Уральский. На Таганрогском автомобильном заводе (Ростовская область) собирают легковые автомобили двух марок: ТагАЗ и «Хёндай» – на сегодня это семь моделей. Кстати, в том же Таганроге выпускают также грузовики и автобусы марки «Хёндай». А вторая площадка ТагАЗа по сборке легковых автомобилей, что в городе Азове, только ждет часа, когда рынок начнет восстанавливаться… В Южном округе есть еще два автосборочных предприятия. Сейчас они больше стоят, чем работают, но готовы при удачной конъюнктуре нарастить мощности. Это завод «Дервейс» в Черкесске, где производят китайские автомобили «Лифан-Бриз», и Аргунский автомобильный завод в Чеченской Республике – там собирают ВАЗ-2107. На Урале о запуске амбициозных проектов по сборке легковых автомобилей заявили сразу несколько предприятий, но реализовать их успел лишь завод «АМУР» («Автомобили и моторы Урала») в Свердловской области. На нем собирали китайские «ZX-Лендмарк» и «Джили-СК». Сейчас в связи с отсутствием спроса (а также из-за негативного отношения российского правительства ко всем «китайским проектам» в целом) производство практически остановилось. ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ Если сложить все цифры, получается, что сегодня в России на двух десятках автомобильных площадок собирают автомобили 24 марок, а количество моделей и вовсе потрясает – аж 72 наименования! Сегодня общий годовой потенциал производителей – порядка 2,1 млн. легковушек, а через три-четыре года он может увеличиться до 3,1 млн. Чем не великая автомобильная держава! В стране несколько «законсервированных» брендов, таких как «Донинвест» (под ним выпускали в Ростовской области корейские и французские машины), «Вортекс» (китайские автомобили собирали в Азове), традиционные наши «Ока» и «Москвич»… Они ведь вполне могут возродиться! Несколько лет назад руководители «Автотора» и «Соллерса» заявляли, что не исключают возможности выпуска машин под своим именем. А еще в будущем году заработают корейский и франко-японский заводы, «готовятся к прыжку» несколько китайских производителей… Так что в будущем палитра марок и моделей, уверен, станет еще ярче и разнообразнее. Причем наряду с иностранными именами останутся и национальные бренды. О марках «Руссо-Балт» и «Маруся» я даже не упоминаю…«Дж-ЭмАВТОВАЗ»/«Шевроле» ГАЗ/«Волга»«ШевролеНива» 31105 3102 «Сайбер» «классика» (3151 и модификации)«Автотор»/КИА«Форд»/«Форд» «Тойота»/«Тойота» «Дженерал моторс»/«Опель» «Дженерал моторс»/«Шевроле» «Нисcан»/«Ниcсан» Центр «Автофрамос»/«Рено»УАЗ«Хантер» «Патриот» «Соллерс – Набережные «Албеа» Челны»/ФИАТ «Добло» «Рекстон» «Соллерс – Набережные «Кайрон» Челны»/«СанЙонг» «Актион» «ИжАвто»/«Иж» 2717 «ИжАвто»/«Лада» «ИжАвто»/КИА «Жигули»-универсал (ВАЗ-2104) «Спектра» «Соренто» Н2 Н3 «Трейлблейзер» «Тахо» «Лацетти» «Авео» «Эпика» STS CTS BLS SRX «Эскелейд» Северо-Запад«Автотор»/«Хаммер»«Автотор»/«Шевроле»«Автотор»/«Кадиллак»«Логан» «Гольф» «Джетта» «Фольксваген»/ «Пассат» «Фольксваген» «Тигуан» «Туарег» «Фабия» «Фольксваген»/«Шкода» «Октавия» «Суперб» Юг «Вега» ТагАЗ/ТагАЗ «Роуд Партнер» «Тайгер» «Акцент» «Элантра» ТагАЗ/«Хёндай» «Санта-Фе Классик» «Соната» «Дервейс»/«Лифан» «Бриз»прежнему остается лидером в сборке мототехники (работают два завода).КАЛУЖСКАЯ АНОМАЛИЯ Не так давно к борьбе за право носить сомнительный титул российского Детройта (сомнительный потому, что американский автопром давно находится в состоянии кризиса, предприятия закрываются, а Детройт считается одним из самых некрасивых и криминальных городов США) подключилась Калужская область. Продуманная политика привлечения инвесторов помогла заполучить сюда «Фольксваген», «Вольво» (грузовики), консорциум «ПежоСитроен» и «Мицубиси». Пока легковые автомобили выпускает только завод «Фольксваген», зато двух марок («Фольксваген» и «Шкода») и восьми моделей. Обещают, что в ближайшее время список расширится. 214 За рулем 11/2009Если сложить все цифры, получается, что сегодня в России на двух десятках автомобильных площадок собирают автомобили 24 марок, а количество моделей – 72!