252
253
СПОРТРАЛЛИ BARUMНациональная гордостьПобывав на чешском этапе Intercontinental Rally Challenge, Вадим Никишев не только стал свидетелем борьбы в перспективной серии, но и перенесся в прошлое.Ралли – очень интересный вид автоспорта... если смотреть его по телевизору: развалился в кресле, а  тебе показывают самые интересные моменты борьбы. Планы изнутри поворота и снаружи, записи из салонов боевых машин, прыжки с  трамплина, вертолетная съемка… В  реальности все не  столь комфортно: ночной спецучасток, проложенный прямо по  улицам городка Злин, утром сменяется лесным допом. Рассветная свежесть перетекает в  дневную жару, и  вслед за  гонщиками люди с фотокамерами перемещаются на  очередной спецучасток  – на  этот раз в чисто швейковскую деревушку. К  началу действа мы успели заранее, до прохода «нулей» (они не участвуют в зачете и утюжат трассу перед «каналом»  – боевыми экипажами). Звук первого из них сразу насторожил: это не вой высокооборотных атмосферников зачета IRC, не «строчка» выхлопа турбомоторов группы N, а… Точно! «Нулем» шла раритетная «Шкода-130 RS». Ралли «Барум» отсчитывает историю с  1971  года, когда в  окрестностях Злина собрались любители-энтузиасты. В  следующем году на  дорожки вышли уже участники чемпионата тогдашней ЧССР. В  эти годы в  стартовых списках значились преимущественно шкодовские модели – 100, 110 и 120. Схема проведения несколько отличалась от приня252 За рулем 11/2009тых ныне – в основном это были спринты и  параллельные гонки, кстати, удобные для зрителей. Но даже тогда многое решала не только скорость на отдельных участках, но  и  надежность на  всей дистанции. Горные серпантины на  границе со  Словакией, лесные допы, ночные спецучастки и асфальт вперемежку с гравием  – таким было ралли «Барум». Уже в четвертом сезоне на старт вышли ставшие сейчас легендарными Вальтер Рёрльи Франц Виттман. Да и техника повзрослела: «Рено-Альпин», «ФИАТ-131 Абарт», «Порше-911 SC» и те же «шкоды-130 RS». Именно на  такой норвежский гонщик Джон Хогланд одержал три победы  – в 1976, 1979 и 1980-м. Поскольку ралли «Барум» входило в календарь Кубка Дружбы соцстран, с  европейскими пилотами боролись и наши на «москвичах» и «ладах». И, надо признать, вполне успешно!Знакомство Жени Новикова с «Фабией-S2000» состоялось лишь накануне гонки. Однако наш пилот ехал очень достойно и, если бы не досадная поломка, мог финишировать в первой шестерке. «Лада ВФТС», незаслуженно забытая на родине, до сих пор пользуется популярностью среди пилотов Восточной Европы.На правах рекламыА  потом на  трассу вышли автомобили групп АиВ вроде мощной «Шкоды-130  L», «Рено-5 Турбо» или «АудиКваттро». В  начале 1990-х ралли «Барум» присвоили коэффициент  10, что сильно увеличило его привлекательность для европейских звезд. В ХХI веке чешский этап с коэффициентом 20 стал одним из  самых значимых в  Кубке Европы. Правда, продукты национального автопрома Чехии смотрелись уже не так выигрышно. К  тридцатилетию «Барума» Роман Креста на  «Шкоде-Октавия WRC» смог преподнести землякам сюрприз, выиграв это ралли, но  «Фабия WRC» в мировом первенстве не блистала, и  раллийную программу свернули до появления серии Intercontinental Rally Challenge. Официально заводская «Фа-бия» нынешнего поколения в  спецификации IRC появилась на  трассах в  прошлом году и  уступала «фиатам» и  «пежо». Зато сейчас оказалась самой свежей моделью, которую излечили от  неизбежных детских болячек,  – и  претендует на первые места. …Следом за  «нулями» промчался лидер гонки. Как и  много лет назад, ее возглавил чешский пилот на  чешской машине  – Ян Копецки за  рулем «Фабии»; он и  стал победителем ралли «Барум». А  вот единственный наш соотечественник Евгений Новиков сошел с трассы по техническим причинам. Впрочем, и  он пилотировал не  российский, а чешский автомобиль – в отличие от тех времен, когда Кубок Дружбы выигрывала сборная СССР.Когда-то гоночные «шкоды» были серьезными соперницами известных мировых марок. Сейчас они участвуют в раритетном Star Rally, а их преемница «Фабия» успешно выступает в IRC.